Единственным источником информации, как пишет Коммерсант, станут реестры ФНС. По действующему порядку классификации, бизнес предоставляет сведения, как в налоговую, так и в Фонд социального страхования с ежегодным подтверждением вида деятельности. Это, по словам экспертов, не только неудобно, но и создает определенную путаницу. Масштабную кампанию по сверке данных планируют запустить в 2023 году. Тогда же появится цифровой сервис «интерактивный помощник», который автоматизирует процесс. Мнение главы организации «Содействие малому бизнесу» Янины Гришиной:
Глава организации «Содействие малому бизнесу» Янина ГришинаНе прошло и три года. Это хорошо бы было сделать 2 года назад. А насколько это востребовано сейчас? То, что этим занимается налоговая – так она этим и занималась, в принципе. Не дай бог будет такая же или похожая ситуация, чтобы не было этих разногласий, не более того. Сказать, что это сейчас здорово помогает – ну, сейчас уже, наверное, не помогает, потому что помогать нечему, грубо говоря, в отношении ОКВЭД. Если будут следующие меры поддержки, они будут связаны с ОКВЭДами – всё-таки они будут упорядочены, и ситуация, которая была в самом начале, просто не повторится.
Отмечается, что необходимость в изменениях возникла после проблем с организацией помощи предпринимателям в период пандемии. Деньги, например, не смогли получить некоторые гостиницы, кабинеты стоматологии, детские центры и много кто еще. Оказалось, что заявленные в реестре коды ОКВЭД достаточно часто не совпадают с фактическими видами деятельности: либо они изначально были указаны неверно, либо являлись смешанными. Другое дело, что предложение Минэка пока не выглядит столь уж значимым, – рассуждает генеральный директор гостиницы Адмиралтейская Ольга Киселева:
Генеральный директор гостиницы Адмиралтейская Ольга КиселеваВсе зависит, видимо, от механизма, который придумают, потому что мы в любом случае указываем какой-то основной код ОКВЭД, и плюс дополнительный: допустим, ведение гостиничного бизнеса. Но при этом гостиница еще дополнительно может оказывать услуги по организации туров, продавать сувениры и так далее. Мы, конечно, можем работать по основным и дополнительным кодам, но кто-то вел основную деятельность по дополнительному коду ОКВЭД, и в этом возникла проблема, поэтому никаких преференций не было для таких компаний. Как это сейчас будет работать – непонятно. Если вообще останется только один код ОКВЭД, то тогда это, наверное, опять будет совершенно нерабочая схема, конечно, нужно правильно продумать механизм, нужно включать все коды, возможно только ограничить их количество.
Отметим, что реформу ОКВЭД в правительстве обсуждали еще в конце прошлого года. Тогда Михаил Мишустин напомнил, что когда система в начале нулевых годов сменила советскую классификацию отраслевой принадлежности бизнеса, налогоплательщикам позволили самостоятельно выбрать коды. Другое дело, что никакого мониторинга смены основной деятельности предусмотрено не было. В качестве примера премьер-министр привел «Газпром», который 20 лет назад был отнесен к транспортной компании. В итоги власти согласовали проект, который предполагал, что основным будет считаться тот вид деятельности, от которого организации получает наибольшую выручку. Перекочевала ли эта формула в проект реформы 2022 года – пока неизвестно. В свою очередь ФНС предлагала ограничить максимальное число кодов, которые вправе регистрировать МСП, но инициатива поддержки не нашла.