05 сентября 2023
Российские компании за год смогли полностью занять нишу IKEA, сообщили «Известиям» представители отрасли. Год назад шведский ритейлер занимал 5–6% мебельного рынка, но в августе 2022 года полностью прекратил продажи в России. Увеличение производства мебели за первое полугодие 2023 года по некоторым позициям на 25%, подтвердили «Известиям» и в Рослесинфорге. Там указали на стремительное увеличение производства шкафов для кухонь, столовых, спален и гостиных. Впрочем, несмотря на успешное освоение рыночных объемов шведского гиганта, заменить его с точки зрения стандартов работы пока удалось не в полной мере, признают эксперты.
Российские производители мебели смогли полностью заместить долю шведского мебельного концерна IKEA на российском рынке. Это следует из анализа Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли (АМДПР), с которым ознакомились «Известия». В 2021 году доля IKEA составляла 5–6% от общего объема продаж мебели в стране, в в денежном эквиваленте — 50 млрд рублей.
IKEA объявила о приостановке офлайн-продаж в России в марте 2022 года. В июне того же года концерн сообщил о закрытии собственных производств в стране. Его онлайн-продажи окончательно прекратились в августе.
Прогнозы о том, что после этого российские потребители останутся без мебели не сбылись, отметил президент АМДПР Александр Шестаков.
— Отечественная мебельная отрасль уже давно работает на мировом уровне и по мировым стандартам, наши предприятия ежегодно разрабатывают новые коллекции с учетом последних веяний мебельной моды, — заверил он.
Согласно анализу, за год долю IKEA поделили между собой российские производители, в том числе и бывшие подрядчиками концерна.
«Все, кто раньше производил продукцию для IKEA, стали продавать ее под собственным брендом», — уточнили в ассоциации. Это относится, в частности, к изготовителям матрасов, каркасов для кроватей, фасадов для кухонь, стульев, диванов, стеллажей и полок.
В конце 2022 года Яндекс.Маркет сообщил о выкупе товарного запаса у российского подразделения IKEA. В пресс-службе маркетплейса «Известиям» сообщили, что в 2023 году продажи мебели на его площадке выросли в три раза, а некоторые категории, например шкафы, тумбы и столы, — в пять. Но там связали рост продаж в первую очередь с привлечением новых брендов — в том числе российского ритейлера Hoff.
Кроме того, команда бывших топ-менеджеров IKEA запустила продажи мебели под брендом «Яндекс Маркета». До конца года в продажу поступят новые предметы мебели для гостиной, кухни и спальни, сообщили в пресс-службе маркетплейса.
Успешное замещение продукции IKEA на российском рынке подтверждается ростом объемов производства мебели в России, считают в АМДПР. За шесть месяцев 2023 года он вырос на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 и составил 26,8 млн штук. В стоимостном выражении это 179,5 млрд рублей, что выше результатов первого полугодия
прошлого года на 4,7%.
А по данным Рослесинфорга, за первое полугодие объем выпуска мебели в России увеличился на 14,5%. Больше всего — на 26% — выросло производство шкафов для кухонь, столовых, спален и гостиных. На четверть выросли объемы деревянной мебели для прихожей и деревянных тумб для спальни.
Эксперты Рослесинфорга заявили также о росте объемов изготовления обеденных и журнальных столов, диванов и подставок под матрасы.
В Минпромторге рост производства мебели за семь месяцев 2023 года оценили в 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Произошло это «несмотря на санкционное воздействие со стороны недружественных стран», говорится в ответе ведомства на запрос «Известий».
Наиболее заметно приросло производство детских столов (на 70%), письменных столов (на 37%), диванов и кушеток (на 14%), кухонных шкафов (на 12%).
Цены на мебель для покупателей при этом меняются в сторону увеличения примерно со скоростью инфляции, сообщили эксперты и участники рынка. Не все комплектующие российской мебели производятся в стране, поэтому повышение курса валют отражается на ее стоимости, пояснил генеральный директор компании «Этерна» Дмитрий Томилин.
В течение первого полугодия рост цен на мебель в некоторых категориях составил 10–15% относительно прошлого года, добавил сооснователь мебельной компании Mr.Doors Максим Валецкий.
— К этому приводят и логистические издержки, и рост курса валюты, используемой в расчетах с некоторыми иностранными поставщиками, и удорожание дизельного топлива, — отметил он.
Несмотря на наличие большого ассортимента отечественной мебели, заменить IKEA с точки зрения сервиса, стандартов и технологии работы пока удалось не вполне, заявили «Известиям» эксперты.
— С точки зрения управления ТЦ ни один наш оператор еще долгое время не сможет создать сопоставимый трафик, — полагает президент Magic Group Александр Перемятов.
Шведская компания была прежде всего инфраструктурой, мощной экономической моделью, добавил Дмитрий Томилин.
— Да, будут развиваться похожие форматы, но полноценный аналог IKEA пока найти трудно, — сказал он.
Тем не менее перспективы у российской мебельной отрасли хорошие, полагает эксперт.
— Потому что работает ипотека, есть довольно большие объемы строительства, идет процесс обновления мебели. А уход импортных поставщиков, безусловно, возбудит интерес россиян к нормальной отечественной мебели. Тем более что многие уже начали ее изготавливать в хорошем качестве, — уверен он.
Уход крупных международных игроков встряхнул российский мебельный рынок и запустил процесс реформации, согласен сооснователь мебельной компании Mr.Doors Максим Валецкий.
— Сейчас запускаются такие процессы, которые позволят ведущим мебельным компаниям снизить градус зависимости от иностранного оборудования, — считает он.
Эксперт призвал ввести полный запрет на ввоз готовой продукции из тех стран, куда не могут поставлять российские производители. Также, по его мнению, необходимо проработать на уровне правительства системы мотивации молодежи обучаться производственным специальностям, потому что в мебельной промышленности ощущается кадровый голод.
Государство должно финансировать по льготным ставкам любые инициативы, связанные с расширением производства, полагает Дмитрий Томилин.