15 сентября 2023
В российских законах могут прописать новое толкование термина «услуги такси» — более подробное, комплексное и сложное. Так власти отреагировали на новости о том, что агрегаторы нашли способ обходить запреты и требования нового закона, просто формально поменяв вид деятельности.
Комплексный закон о такси, который вступил в силу 1 сентября, профессиональное сообщество восприняло прохладно. Причина — в сложной системе требований, предъявляемых как к самому агрегатору, так и к водителям, на него работающим: от возросшей ответственности за жизнь и здоровье пассажиров и необходимости регулярно проходить медосмотры до строгого запрета работать на нескольких агрегаторов одновременно. Новые обязанности — новые расходы. Поэтому агрегаторы начали придумывать, как обойти закон. И один из таких агрегаторов придумал.
Суть уловки проста: в приложении агрегатора помимо обычного «такси» появился новый тариф «легковые». Если пассажир выбирает его, то он, согласно концепции, не заказывает такси, а арендует на короткий срок машину с водителем, который отвезет его по нужному адресу.
«По легковым тарифам можно уехать дешевле и быстрее. Это новая услуга аренды автомобиля с водителем, договор заключается автоматически. Если хотите его изучить — скачать легко на экране заказа во время поездки или после завершения», — говорится в официальном сообщении компании.
Такая услуга, как «аренда автомобиля с экипажем», в России действительно существует — она прописана в Гражданском кодексе в качестве самостоятельного вида деятельности. И чисто технически на самом деле никак не связана с услугами такси.
Связаться с представителями компании «Парламентской газете» не удалось. Однако, например, в «Национальном Совете такси» (НСТ) нашему изданию сообщили, что, пока такой способ обходить закон о такси не станет массовым, детально анализировать его и его возможное влияние на отрасль слишком рано.
«Можно сказать лишь, что это вполне законный вид деятельности, — пояснила президент НСТ Наталия Лозинская. — Но в целом — закон только-только приняли, ничего подобного у нас на постсоветском пространстве никогда не существовало, и, конечно, какое-то время отрасль будет к нему адаптироваться. Пока что мы видим только два серьезных недочета: высокую стоимость ОСАГО, которая как раз и влияет на цены на услуги, и отсутствие нужных реестров в регионах. Как только эти барьеры мы преодолеем, останутся какие-то мелкие моменты, которые рынок сам утрясет».
В Государственной Думе к действиям агрегатора отнеслись настороженно. Так, по словам депутата Николая Новичкова, такой способ обхода ограничений, прописанных в законе, ставит под угрозу жизнь и здоровье пассажиров.
«Смысл новаций — как раз в том, чтобы наладить режим труда и отдыха водителей и обезопасить пассажиров от разного рода опасных ситуаций, — отметил депутат в беседе с «Парламентской газетой». — Поэтому где гарантия, что люди, выбравшие новый тариф — с «арендой транспортного средства», — не получат водителя, отработавшего 16-20 часов подряд, и что он нормально довезет их от одного места до другого? Конечно, такие способы обойти требования недопустимы — даже если формально они соответствует действующему законодательству».
Глава Комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, в свою очередь, допустил, что в новый закон внесут поправки, чтобы ограничить агрегаторам возможность его обхода.
«Самый простой и действенный вариант, на мой взгляд, — изменить само толкование термина «услуги такси», — пояснил депутат. — Сделать его более глубоким и объемным, чтобы сопутствующая деятельность — та же аренда автомобиля с экипажем — тоже в него входила. И тогда подобные действия агрегаторов автоматически станут незаконными и будут вести за собой надлежащее наказание».
По словам Анатолия Аксакова, к обсуждению этого вопроса депутаты могут приступить уже в ближайшее время. Однако быстро принять поправки не получится — как отметили в «Национальном союзе таксистов», чтобы приравнять аренду автомобиля к услугам такси, нужно будет менять в том числе и положения Гражданского кодекса.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на Телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»