ФАС теперь предстоит проверить, насколько негативные последствия в действительности вызывает использование алгоритма присвоения товарам «индекса цены», пишет «Ъ», ознакомившийся с документом.
Суть инструмента в следующем: если алгоритм находит на маркетплейсах или магазинах-конкурентах тот же товар производителя по более низкой цене, то этот лот сразу опускается в поисковой выдаче, поскольку ему присваивается «повышенный индекс цены».
Такое положение дел, как считают продавцы на маркетплейсах, вынуждает устанавливать максимально низкие цены на товары. Производители не могут даже на собственных сайтах установить конкурентный ценник. К тому же продажа на других площадках дешевле может стать поводом для исключения из программы лояльности.
Все вместе это выглядит как навязывание невыгодных условий договора, вмешательством в ценовую политику и управление продажами, а также — соответственно — злоупотребление доминирующим положением на рынке (что напрямую противоречит антимонопольному законодательству).
Маркетплейсы не считают свой инструмент ограничивающим предпринимателей и отдельно указывают, что индексирование мало влияет на поисковую выдачу:
«Индекс цен — дополнительный инструмент для продавцов, который показывает, насколько их цены привлекательны для покупателей, и служит лишь удобным ориентиром в ценообразовании, которое продавцы определяют сами, — комментируют представители Ozon. — Влияние индекса на позиции в поиске незначительное. В большей степени место в поиске зависит от других важных для покупателя факторов: популярности по запросу, отзывов, скорости доставки до покупателя, описания карточки товара и др.».
В ФАС сообщили, что письмо предпринимателей будет рассмотрено на ближайшем заседании экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий. Но с проверками маркетплейсов могут возникнуть проблемы.