Региональные полномочия
Региональные власти могут получить полномочия на проведение внеплановых проверок бизнеса и социальных учреждений без согласования с органами прокуратуры. Это следует из проекта постановления правительства, который разработало Минэкономразвития (есть в распоряжении «Известий»). В ближайшее время он должен быть опубликован для общественного обсуждения.
Согласно документу, внеплановые инспекции можно будет проводить по поручению главы региона, а также руководителей контрольных органов на основании обращения уполномоченного по правам ребенка при президенте России.
Сейчас без согласования с прокуратурой их можно инициировать только в экстренных случаях, например по поручению президента и председателя правительства. Также прокуратура сможет и сама быть организатором таких контрольных мероприятий.
Источники в Минэкономразвития отметили, что изменения нацелены на то, чтобы «и контролерам, и прокурорам стало легче» — не будет дополнительной работы по согласованию внеплановых проверок. Причем это относится ко всем сферам, в том числе к строительному надзору, качеству социальных, образовательных услуг, контролю за состоянием объектов культурного наследия, санитарно-эпидемиологической ситуации.
— То есть губернатор будет принимать решение по региональным видам контроля, уполномоченный по правам ребенка — по детским домам и органам опеки. В результате качество контроля должно повыситься — на местах и профильному специалисту виднее, где необходима внеплановая проверка. И теперь ее организация упростится, — отметил собеседник издания.
Как официально пояснили в Минэкономразвития, изменения должны защитить интересы граждан «при высокорисковых ситуациях».
— Проект постановления правительства поможет, когда требуется незамедлительное реагирование контрольных органов для предотвращения возможных нарушений, — заявил «Известиям» статс-секретарь — заместитель министра экономического развития России Алексей Херсонцев.
Инициатором части этих поправок была зампред Госдумы Анна Кузнецова. Она пояснила «Известиям», что изменения помогут «активизировать профилактику негативных явлений в сиротских учреждениях, а не искать виновных, когда трагедия уже свершилась». Она напомнила, что сейчас избыточная административная нагрузка на бизнес снижена из-за действующего моратория.
— Но если для большинства бизнес-структур этот процесс принес пользу, то для социальных, сиротских учреждений, качества работы органов опеки и попечительства этот подход не был точным, мягко говоря, — указала она. — Получилось, что, желая сократить бюрократию, фактически свели к нулю контроль за качеством защиты детей, профилактику негативных явлений, за которыми судьбы детей, семей.
Она рассказала, что обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность органов опеки. И по итогам этой проверки в 30 регионах было выявлено около 4 тыс. нарушений, как точечных, так и системных, было возбуждено 13 уголовных дел.
— Результаты проведенных проверок мы направили в правительство России для принятия решений по корректировке мер по защите прав детей-сирот, в том числе по пересмотру подходов контрольно-надзорной деятельности в отношении социальных объектов и организаций, — сказала она. — Решение об определении механизма внеплановых проверок поможет сработать на опережение, не дожидаться беды.
Одним из оснований для внеплановых контрольных мероприятий без согласования с органами прокуратуры станет истечение срока предписания об устранении нарушений, выданного после более ранних проверок.
Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская отметила, что сейчас региональные уполномоченные по правам ребенка могут приходить с собственными проверками в детские дома и другие учреждения, если получат информацию о неблагоприятной ситуации в них. Она выразила опасение, что если в законодательстве появится пункт о том, что федеральный уполномоченный по правам ребенка может обращаться за внеплановыми проверками к надзорным органам, то на местах могут интерпретировать это по-своему — ограничив возможности региональных детских омбудсменов оперативно начать свои проверки.
А президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин заявил, что выступает за сохранение согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок.
— Компетенция сотрудников прокуратуры очень высока, что позволяет им обоснованно выносить решение об отказе в контрольном мероприятии, если для него нет оснований, — указал он.
«Известия» направили запрос в Генпрокуратуру с просьбой оценить предложение.
Школы, вузы и лекарства
В проекте постановления есть и еще несколько новаций. Первая — это замена плановых проверок профилактическими визитами в частных образовательных организациях. В декабре 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о применении такой нормы в 2024 году в отношении государственных социальных учреждений. При этом речь шла не только о школах, но и о поликлиниках и больницах, детских домах-интернатах.
— Переход от проверок к профвизитам предусмотрен реформой контрольно-надзорной деятельности, ее проводит правительство. Этот инструмент существенно снижает административную нагрузку на социальные учреждения, которые находятся в зоне особого внимания государства, — сказал «Известиям» Алексей Херсонцев.
В пояснительной записке уточняется, что проведение профилактических визитов «обеспечивает комплексную оценку соблюдения обязательных требований и принятие мер по устранению выявленных нарушений». Но при этом по итогам таких визитов организации не штрафуют, а лишь выписывают предписания об устранении нарушений, что «позволяет направлять ресурсы на развитие соответствующих сфер деятельности».
Источник в Минэкономразвития отметил, что профилактические визиты «гораздо менее психологически травматичны для организаций, нежели проверки».
— При этом они направлены на предотвращение нарушений, в школы просто приходят и заранее объясняют правила игры, говоря, что необходимо делать, чтобы нарушений просто не было. Это и будут подсказывать контролирующие органы, — сказал собеседник издания. — Сейчас это уже введено для госучреждений, но будет распространено и на частные.
Александр Калинин отметил, что «бизнес двумя руками за замену плановых проверок профилактическими визитами».
— Об этой необходимости мы постоянно говорим, — указал он. — Но хотелось бы распространения этого механизма не только на образовательные учреждения, но и на частные организации здравоохранения, культуры и спорта.
Алексей Херсонцев также рассказал, что проект постановления правительства устанавливает новые правила регулирования продажи жизненно важных лекарственных препаратов.
— Контролеры получат новые инструменты, с помощью которых смогут эффективнее следить за ценообразованием лекарств, — сказал он.
Из проекта и пояснительной записки следует: инспекторы смогут сразу проводить контрольную закупку препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, — в ходе выездного обследования аптек.
В аппарате заместителя председателя правительства — руководителя аппарата правительства России Дмитрия Григоренко «Известиям» пояснили, что поправки — это продолжение работы в соответствии с поручением президента по реформированию контрольно-надзорной деятельности с целью снижения административного давления на бизнес.
— Ключевые принципы нового регулирования данной сферы — простые и понятные правила ведения бизнеса, справедливые проверки только там, где есть риск нарушения этих правил и обратная связь от предпринимателей, — указали там. — Ключевым элементом новой системы контроля и надзора является риск-ориентированный подход при проведении проверок. Это значит, что проверка проводится только там, где есть риск нарушения законодательства.
Применение риск-ориентированного подхода при проведении проверок позволяет сконцентрировать деятельность надзорных органов на точечных проверках, где есть обоснованный риск нарушений. Такой подход направлен на то, чтобы бизнес соблюдал обязательные требования добровольно, а не из-за страха проверки, указывается в ответе на запрос «Известий».
Одним из результатов реформы уже стало сокращение почти в пять раз количества проверок (с 1,5 млн в 2019 году до 352 тыс. в 2023-м). При этом по итогам прошлого года доля проверок на основании риск-ориентированного подхода выросла в 14 раз по сравнению с 2022 годом. Их эффективность составила 89%. Кроме того, в прошлом году количество профилактических визитов существенно превысило число проверок — 1,1 млн против 352 тыс.
— Наработанный в период действия моратория на плановые проверки опыт позволит полностью перейти на риск-ориентированный подход со следующего года, — указали в аппарате Дмитрия Григоренко.
Соответствующие предложения по внесению изменений в законодательство будут подготовлены в ближайшее время, указали в аппарате зампреда правительства.