27 сентября 2021
22 сентября в преддверии подготовки к II Съезду предпринимателей, который организовывает кемеровский Совет по развитию предпринимательства, прошёл круглый стол «Новые правила благоустройства: кто выиграл?». В нём приняли участие представители власти и бизнеса.
Модератор встречи, директор архитектурно-дизайнерского бюро «Студия» Георгий Гайфулин, возглавляющий в Совете рабочую группу по рекламе и дизайну, перед началом обсуждения напомнил, что именно на I Съезде предпринимателей была предложена концепция создания дизайн-кода для областного центра. А работа по нему велась более двух лет. Дизайн-код рождался тяжело, в спорах и согласованиях разных позиций. В результате был принят компромисный вариант. Но с этого года он является приложением к Правилам благоустройства города, и именно ориентируясь на его положения сегодня в Кемерове идёт согласование всех информационных конструкций. «Мы разрабатывали новые правила благоустройства, преследуя основную цель – упростить процедуру согласования информационных конструкций и для предпринимателей, и для власти. Сегодня эти правила уже действуют и мы можем обсудить те вопросы, которые возникли уже после их внедрения».
Он отметил, что сегодня необходимо понять какие изменения требует дизайн-код. По словам Георгия, при разработке дизайн-кода сразу было понятно, что нужна будет корректировка документа через какое-то время. «Можно сказать, что это живой документ, который требует постоянного внимания. Невозможно сразу учесть все моменты. Плюс какие-то идеи и рекомендации в практике показали себя неудобными. Именно поэтому наша цель на ближайшее время – это прописать дальнейшие шаги по совершенствованию, внесению изменений и дополнений в дизайн-код».
Острые вопросы
Соглашаясь, что дизайн-код городу нужен, нужны прозрачные, одинаковые для всех, понятные правила, представители бизнеса обратили внимание и на преблемные моменты.
Бренд-маркетолог Дмитрий Михо отметил, что новые правила ограничивают местных предпринимателей и не дают сделать полноценную рекламу. По его словам, «получается так, что большие сети выигрывают на фоне местных и небольших производителей, которым и так сложнее выделиться». Плюс, как отметили практически все представители бизнеса, сильно мешают ограничения по размерам, прописаным в требованиях. «Люди приходят за «оригинальным дизайном и индивидуальностью», но в существующих размерах предложить что-то очень сложно». По словам представителя ООО «РА Европа» Вадима Бойко, так как логотипы состоят из разных элементов и порой их очень много, из-за новых размеров вывески становятся нечитабельными.
Но начальник управления архитектуры г. Кемерово Василий Мельник заметил, что на сегодня дизайн-код разработан главным управлением архитектуры и градостроительства Кемеровской области, утверждён приказом и направлен рекомендательным характером всем органам местного самоуправления. При этом он отметил, что когда документ разрабатывался «мы много спорили, сложно принять документ, устраивавший всех, поэтому решили, что сначала примем, а потом будем смотреть как будет работать, и будем корректировать». От также добавил, что в Кемерове приняты размеры информационных конструкций даже больше относительно рекомендованных областной архитектурой.
Ещё один важный вопрос – сроки. Вывеска – дорогой объект, срок жизни которого не менее 5-7 лет. На эти сроки должны быть ориентированы и все соотвествующие регламенты. Как заметила представитель компании «СильверФуд» Юлия Спирина, «из-за новых требований получается так, что те, кто разработали, согласовали и изготовили вывески в 2017-2018 годах сейчас вынуждены их менять. Для бизнеса это очень большие деньги и затраты, которые полночью ложатся на его плечи. Для многих – это сейчас просто непосильная ноша».
Вопрос, который пока непонятно как решать на уровне города, но решать нужно обязательно – разделение наличия архитектурного решения и согласования вывесок. Сегодня ситуация – «нет архитектурного решения, нет согласования вывесок», что как считают предприниматели несправедливо. «Здесь во многих случаях просто трупик, так как собственник помещения зачастую не находится в России, и достучаться до него нет никакой возможности. Из-за этого и вывеску согласовать невозможно», – говорит Андрей Брагин, представляющий компанию-изготовителя вывесок и рекламных конструкций.
Васийлий Мельник согласился, что проблема здесь есть. «У нас нет возможности воздействовать на собственников. Они все уехали, а арендаторы остались».
Что дальше?
Геогрий Гайфулин, обозначив, что «бизнес-климат в городе зависит в большой степени от скорости, с которой предприниматель может выйти на рынок, а такой вроде бы технический вопрос, как согласование вывесок, мешает этому», предложил сформулировать предложения корректировки дизайн-кода, чтобы максимально упростить эту процедуру, сказав, что они войдут в проект резолюции, которая уже будет приниматься на Съезде 28 октября.
Среди основных предложений были: сохранить процедуру согласования только для зданий культурного и исторического наследия; создать при городском управлении архитектуры общественный совет, который бы обсуждал спорные вопросы; продлить переходный период; вынести предложение о внесении изменений в 89 областной закон и возможности привлечения к административной ответственности собственников нежилых помещений ненадлежащего состояния внешних видов фасадов, а при согласовании рассматривать их отдельно. Кроме того, внести предложение о пересмотре размеров конструкций.
«Сегодня во главе угла должен быть предприниматель и его развитие. Скорость принятие любых решений должна быть максимальной. Бизнес в Кемерове и других городах Кузбасса должен расти и развиваться быстрее, но мы понимаем, что нужны общие правила, просто эти правила должны быть всё-таки ориентированы на цель – развитие», – резюмировал итоги обсуждения член Совета по развитию предпринимательства г. Кемерово Владимир Снигирев.
«Наше управление прекрасно всё понимает. Мы не хотим ужесточения. Мы просто хотим навести порядок, – отметил Василий Мельник. – Для нас важно слышать предпринимателей и знать об их проблемах. Приближающийся съезд даёт возможность инициировать изменения в правилах благоустройства, и только от нашей совместной работы будет зависеть будут ли они приняты».
Все вопросы, которые были обсуждены на круглом столе Совет сформулирует в конкрентные предложения, которые уже будут предложены для обсуждения на II Съезде предпринимателей 28 октября.