06 июня 2023
Интервью с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кузбассе
В феврале текущего года уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кузбассе стала Елена ЧУРИНА, долгое время возглавлявшая в регионе департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса. В интервью узнаете, как она видит свою работу на новой должности и меняются ли задачи института уполномоченного в связи с меняющимися обстоятельствами.
– Елена Владимировна, с одной стороны, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей существует с 2013 года, и его функции и задачи для многих стали привычны и понятны, с другой – за последние 2-3 года произошли колоссальные изменения, оказавшие огромное влияние на бизнес среду и деятельность предпринимателей. В связи с этим, не изменились ли задачи, которые сегодня стоят перед уполномоченным?
– Я бы хотела начать с того, что все задачи уполномоченного прописаны в законодательстве – это не вольная трактовка, они достаточно чётко определены. Среди них: защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности; контроль за соблюдением этих прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, наделёнными публичными функциями; взаимодействие с предпринимательским сообществом и участие в формировании государственной политики по развитию и соблюдению прав предпринимателя. В связи с этим можно сказать, что задачи остались прежними. И если разобраться, они включают в себя все актуальные направления деятельности уполномоченного.
– Несмотря на определённый законом перечень задач, наверняка есть темы, наиболее актуальные в данный момент? Какие сегодня превалируют?
– Безусловно, такие темы есть. И они актуальны не только в данный момент. Это реформа контрольно-надзорной деятельности, реализация 248 федерального закона («О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»), работа по профилактике нарушений обязательных требований предпринимателями.
Ещё одна актуальная тема – всё, что связано с нестационарными торговыми объектами (НТО). Традиционно по этому направлению поступает достаточно много жалоб от предпринимателей – значит, есть ещё над чем работать. Замечу, что здесь не только реакция на жалобы. Например, в прошлом году был такой случай. Уполномоченный увидел, что в нормативно-правовом акте не содержится одна из специализаций, которая должна быть включена в схему НТО, и по которой предусматриваются минимальные требования обеспеченности. Найдя данное нарушение, уполномоченный обратился в антимонопольные органы, которые подтвердили, что это ошибка. Муниципалитету эти доводы были приведены и нарушение устранено. Соответственно у предпринимателей этой специализации возникло больше возможностей. Анализ нормативных актов, выявление положений, препятствующих развитию нестационарной торговли – то, что может сделать уполномоченный.
Я думаю, что из важного и приоритетного – это также совершенствование налогового администрирования участников преференциальных зон, да и в общем преференциальных режимов. У нас сейчас действуют различные меры поддержки для инвестиционных проектов, реализующихся на территории Кузбасса. Выявление проблем, с которыми бизнес сталкивается в этих преференциальных режимах – тоже приоритетная задача.
– Можно как-то структурировать по темам жалобы, поступающие в аппарат уполномоченного?
– Жалобы мы структурируем и анализируем каждый год. Итогом такого анализа выступает ежегодный доклад. Он публичный.
Если говорить о структуре жалоб, то она следующая. Самое большое количество – в сфере регулирования, предоставления государственных и муниципальных услуг. Например, несоблюдение сроков рассмотрения обращений, требования предоставления документов, не предусмотренных административными регламентами, необоснованные отказы в предоставлении услуг. На втором месте – в сфере контрольно-надзорной деятельности. Достаточно частые жалобы, связаны с государственными и муниципальными закупками. А меньше всего жалоб по уголовному преследованию, их практически нет.
Нужно отметить, что к уполномоченному обращаются не только с жалобами, но и с предложениями. Тенденция к увеличению доли предложений существует и радует. Предприниматели высказывают свою позицию по тем или иным мерам, и это хорошо. Естественно, дальнейшая работа осуществляется с теми органами власти, в чью сферу входят эти предложения. При этом, предложение будет рассмотрено в любом случае. Иначе быть не может. Если оно обосновано и аргументировано, то вполне может быть реализовано. И примеры такие есть.
– Как реагирует аппарат уполномоченного на обращения?
– Реакция аппарата также чётко изложена в законе. Уполномоченный разъясняет вопросы, поскольку не всегда в жалобах содержится действительно нарушение прав. Иногда предприниматель полагает, что право нарушили, но разъяснение норм законодательства позволяет понять, что нарушения не было. В таком случае предпринимателю даются рекомендации по дальнейшим шагам.
Мы можем передавать жалобы в орган, в компетенции которого входят разрешения той или иной ситуации. Или же можем отправить в орган заключения с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов предпринимателя. Также предусмотрена возможность обращения в суд. Мы имеем право обжаловать акты органов местного самоуправления или органов государственной власти, которые, по нашему мнению, противоречат и нарушают права предпринимателя. Или как это чаще всего бывает – предприниматели обращаются в суд, а уполномоченный привлекается третьим лицом. То есть является участником судебного процесса, высказывает свою позицию. Также мы активно взаимодействуем с прокуратурой Кузбасса, в тех случаях, когда не удаётся добиться устранения нарушения прав предпринимателей, обращаемся в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.
– Скажите, а как у нас в области обстоит ситуация с переходом на единый налоговый счёт. Были ли серьёзные жалобы?
– При мне серьёзных жалоб не было. Было огромное количество вопросов, запросов с предложениями разъяснить нюансы применения по реализации решения.
Когда мы в марте проводили наше традиционное мероприятие «Час налоговой и омбудсмена», этот вопрос включили в повестку, было много вопросов от предпринимателей. Те, которые предприниматели присылали заранее, мы передали в налоговую, и на основе этих вопросов были сделаны даже слайды в виде памятки. Также было много вопросов и на самом мероприятии, мы даже вышли за пределы запланированного времени, но все эти вопросы были больше с просьбами разъяснить – как правильно сделать, какие сроки и т.п.
– Вы на должности уполномоченного три месяца, можно говорить о каких-то предварительных итогах, результатах?
– На сегодня, говоря о своей практике, могу сказать о завершившихся делах о восстановлении прав предпринимателей при реализации государственного и муниципального контрактов.
Но, скажу честно, большая часть дел у нас в работе. Потому что рассмотрение жалоб очень небыстрый процесс. Сначала мы запрашиваем документы, нужно проверить, действительно ли нарушение есть. Потому что, как сегодня уже было сказано, не каждая жалоба подтверждается. Это всё время. Часто приходится запрашивать документы в органах или обращаться к тому органу, который нарушил право, чтобы восстановить события. Говорить о результатах ещё достаточно рано, лучше в конце года.
– Как Вам кажется, что самое сложное в Вашей деятельности? Почему иногда не получается помочь предпринимателям?
– Самое неприятное, когда люди приходят после истечения срока исковой давности. Или же с проблемами, которые уже нельзя решить. Например, решение суда уже вступило в законную силу. С такими ситуациями разобраться достаточно сложно, потому что нужно было подключаться на более раннем этапе.
– Дайте совет, что нужно делать предпринимателям, чтобы, попав в сложную ситуацию, максимально получить помощь аппарата уполномоченного?
– Во-первых, важно обращаться в письменном виде в любой государственный или муниципальный орган. Часто предприниматели говорят: «Я позвонил, а мне отказали». Очень сложно по каким-то звонкам предпринимать меры. И, если вас не удовлетворяет ответ или он нарушает ваши права, в таком случае, вы можете отправить жалобу уполномоченному со всеми документами и приложениями.
И, во-вторых, если предприниматель полагает, что его право нарушено – это уже является основанием для обращения к уполномоченному. Можно позвонить, обратиться лично, написать на электронную почту, через сайт подать обращение. Но лучше всего, когда обращение всё-таки в письменном виде.
– Мы встречаемся с Вами накануне Дня предпринимателя, что бы Вы пожелали им?
– Последние три года были необычные и сложные для предпринимателя. Важно во всех этих современных вызовах видеть возможности. Ну конечно, я бы хотела пожелать, чтобы, несмотря на сложности, вы находили возможности для развития своего бизнеса, для поиска себя. Очень важно любую ситуацию использовать в рост, для того, чтобы двигаться вперёд!