+7 3842-75-17-09
Логотип

19 марта 2020

Центр, где помогают выбрать дорогу к счастью

Говорят, что на пенсии жизнь только начинается. Для Натальи Казаковой, директора Балтийской ассоциации промышленного туризма, это абсолютно верно! Дело в том, что пять лет назад, будучи сотрудником полиции, она вышла на пенсию и открыла в Калининграде необычный социальный бизнес – центр промышленного туризма и профориентации “Профи-Тур”.

Жизнь подсказала

Глядя на яркую, активную женщину с молодым голосом, представить, что она на пенсии, никак не получается, но тем не менее это так. Выбор социального направления, как это часто бывает, подсказала сама жизнь, говорит она: “Идея открыть профориентационный социальный бизнес родилась пять лет назад. После 21 года выслуги в полиции я вышла на пенсию. Наконец появилось свободное время, я вошла в состав родительского комитета в школе сына. Он тогда учился в 10-м классе, и остро стояла проблема выбора учебного заведения и профессии”.

Наталья организовала для класса экскурсии на предприятия, согласовала с ними дни и формат посещения производств, сама разработала программы. Первые экскурсии были на авиаремонтный и автомобильный заводы, в Росгвардию, на производство по переработке вторсырья.

Это было невероятно интересно и к тому же полезно! Старшеклассники не только в теории, но и на практике узнали, как все работает, какие профессии будут востребованы, где и чему надо учиться, чтобы устроиться на работу. Стало очевидно, что такие путешествия будут как пользоваться спросом у родителей и школьников, так и приносить пользу предприятиям, которые заинтересованы в будущих квалифицированных кадрах. Но не было того, кто объединит тех и других. “Так почему бы не занять эту нишу мне?” – подумала Наталья Казакова и дала первое рекламное объявление.

Последовали заказы от летних детских лагерей, весной они как раз формировали программы смен – и профориентационные экскурсии стали их частью. Первое лето, хотя она проработала одна (для сравнения: сейчас у нее менеджер, маркетолог и два экскурсовода), показало, что курс верный – профориентация и промышленный туризм востребованы.

“Представьте, что ребенок хочет стать ветеринаром, – говорит она. – Ему кажется, что нравится лечить зверей. Профессия благородная, красивая. Но в будущем вдруг выяснится, что он крови боится или запахи не переносит. И как жить и работать тогда? Чтобы этого не произошло, необходима своеобразная профпроба, когда ребенок на практике увидит то, с чем он будет работать в будущем, нравится ли ему профессия, приятна ли она. Он словно примерит ее на себя. И может быть окажется, что его дело не животных лечить, а цветы выращивать.Профориентация – это выбор того дела, от которого человек будет счастлив. И чем раньше он его найдет, тем раньше обретет гармонию”, – считает Наталья Казакова.

Выбрать будущее себе по душе помогает и профтестирование у психолога, которое можно пройти на базе “Профи-Тур” не только детям, но и взрослым.

Моцарт и телята

Бывает в жизни многих взрослых людей так, что наступает “день сурка”. Повседневность засасывает. Ты не замечаешь, что вокруг весна и не понимаешь, почему так скучно жить. Спасение от этой рутины – только любимое занятие, которое было тебе предначертано, считает Наталья Казакова.

По ее словам, те родители школьников, которые сами прошли через неверный выбор пути, понимают, что чем раньше их ребенок начнет заниматься делом по душе, тем быстрее обретет совсем другое качество жизни – он будет испытывать радость от работы. Именно такие родители или родительские комитеты, в которые они входят, чаще всего и обращаются в “Профи-Тур”.

Если для начальной школы актуально общее знакомство с самыми разными производствами, то старшеклассников уже интересуют предприятия по профилю. В данный момент у “Профи-Тур” в активе список из более чем 30 экскурсий.

Самые популярные “пищевые” экскурсии: как производят хлеб, молоко, шоколад, воду.

Например, во время экскурсии на предприятие “Янтарный Айсберг” ребятам показывают все этапы производства питьевой воды – от скважины и насыщения воды в резервуарах классической музыкой до разлива. Они узнают, что такое молекула воды и почему они в водоемах все разные, что такое лакмусовая бумага и зачем на заводе лаборатория?

Среди необычных, но популярных экскурсий есть посещение мусоросортировочного предприятия. “Детей возить на мусорку?” – сначала удивлялись многие. Но оказалось, что это очень познавательно и востребовано в рамках изучения темы экологии. Теперь дети знают, что пластиковая бутылка и крышка – это два разных вида пластика и сортируют их отдельно. Что картон – это одно направление переработки, а бумага – другое, поэтому старый учебник при утилизации надо разделять. Дети понимают важность раздельного сбора мусора – а это необходимое будущее для экологии страны.

Еще дети, да и сопровождающиевзрослые,с восторгом знакомятся с коровами и телятамина предприятии “Залесский фермер” в Полесском районе, и, скорее всего, многие из них впервые в жизни видят процесс автоматической дойки.

“Дети впитывают знания, как губки. И когда видишь, как от удивления распахиваются их глаза, понимаешь, что все не зря”, – отмечает Наталья.

Хочу автобус!

В 2018 году Наталья Казакова стала участником акселерационной программы “Формула роста” от Фонда “Наше будущее”, которая проходила в Калининграде. “Это был год перемен, – говорит она. – Акселератор соединил всех социальных предпринимателей города в единое дружное сообщество. Ведь нас объединяет общая миссия: на первом месте в социальном бизнесе стоят не деньги, а польза для общества, которую ты приносишь через реализацию своего проекта. Участники и наставники акселератора стали одной большой командой, я вдруг поняла, что не одинока, что есть люди, которые разделяют мои ценности. Это было очень важное открытие”.

Участники акселератора открыли для себя много реальных инструментов для бизнеса, но главным все же было то чувство уверенности и моральной поддержки, которые Наталья получила благодаря единомышленникам и наставнику. Как результат: ежегодный доход компании вырос на 30%, увеличилось число экскурсантов и направлений.

Но произошло и кое-что еще: “Когда я заходила в акселерационную программу, меня спросили, что я хочу сделать. И я ответила, что хочу купить автобус. “Наташа, ты с ума сошла, – говорили мне, – знаешь, сколько он стоит?” – “Ну и что, нам он просто необходим!” Так я отправила запрос во Вселенную”, – рассказывает Казакова.

И вот Вселенная услышала – не так давно партнер компании приобрел для команды проекта комфортабельный автобус, оснащенный по всем правилам и оборудованный необходимой техникой и видеосистемой.

Автобус “Профи-Тур” – это своеобразный класс, где проводятся уроки по промышленному краеведению, только на колесах. В дороге ребят ждет интерактив, различные видео про профессии, связанные с производством, или информационные отраслевые путевые экскурсии. Кстати, для того чтобы дети хорошо слышали гида, были специально приобретены комплекты оборудования “Радиогид”.

“Мне важны глаза, уши и руки, – говорит Казакова. – Только когда дети видят, слышат и могут пощупать что-то на производстве, они получают максимальные эмоции и впечатления от путешествия”.

Эти инвестиции всегда окупаются

Предприятия, заинтересованные в квалифицированных кадрах, охотно пускают детей на свою территорию. Куда сложнее донести ценность таких профориентационных путешествий некоторым родителям. Экскурсия стоит примерно как поход в кино с попкорном. Но одно дело мультик посмотреть, а другое массу полезной информации получить – это инвестиции в будущее ребенка и они всегда окупаются.

Наталья верит, что однажды запрос на профориентацию пойдет и от самих школ, чтобы дети не только в учебниках видели производства, а могли и на практике их посмотреть, пообщаться со специалистами и сделать свой выбор. Не случайно девиз компании “Познавая выбирай”.

“Промышленный и профориентационный туризм – это очень молодое направление, нет тех, кто мог бы поделиться опытом, рассказать, как избежать ошибок. Дорогу для других приходится протаптывать нам, – говорит Наталья. – Иногда натыкаешься на непонимание, но я поняла, что главное не бояться сделать шаг. Пока не попробуешь, не поймешь”.

Фото: Центр промышленного туризма и профориентации “Профи-Тур”.

Источник