02 апреля 2020
Елена всего лишь искала работу, которая позволила бы ей проводить время с дочкой. А оказалось, что она нашла дело, которое стало не только частью ее жизни, но и сотен мальчишек и девчонок Калининграда.
Елена Николенко, по образованию педагог-психолог, в 2015 году переехала с семьей в Калининград. Елена начала искать работу, которая давала бы возможность самореализации и позволяла проводить время с маленькой дочкой. В это время буквально на соседней улице открылся по франшизе центр ментальной арифметики “Пифагорка”, и молодая мама устроилась туда педагогом.
Она освоила методику, изучила материал, как вдруг всего через месяц владелец центра заявил, что уезжает и продает бизнес.
“Дело хорошее, не бросать же его? – рассказывает Елена Николенко.– В итоге на семейном совете решили взять бизнес. С деньгами выручили родственники, кредит брать не пришлось. Так что это не я “Пифагорку” нашла, а, скорее, она пришла ко мне”.
Так она стала владельцем социального бизнеса. Сначала это был единственный центр, пять учеников и один педагог – он же владелец. Сейчас 6 филиалов по всему Калининграду, 8 сотрудников и в среднем занимается около 200 учеников.
Программа обучения рассчитана на два года при условии, что ребенок занимается 2 раза в неделю. Результат заметен уже через 3 – 4 месяца.
Ментальная арифметика – это методика развития умственных способностей при помощи арифметических вычислений на счетах, которые называются соробан. Их еще называют деревянным калькулятором. Они появились в Японии в Средние века и до сих пор входят в образовательную программу начальной школы Страны восходящего солнца. Мало того, что с их помощью можно очень быстро научиться считать в уме. При работе с костяшками на счетах развивается мелкая моторика, а еще логика, которая задействует левое полушарие мозга, и воображение, которое задействует правое. В итоге правое и левое полушария развиваются взаимосвязано и гармонично, укрепляются нейронные связи. Растет скорость и качество мышления. Это действительно фитнес для мозга.
Тренировать мозг таким способом можно с 4 – 5 лет и до самого преклонного возраста. Более того, методика эффективна для продления молодости ума и в некоторых европейских странах применяется в геронтологических центрах.
“Первое время я работала на огромном энтузиазме, всю себя отдавала центру, –рассказывает Елена. – Это был период гиперволнения и гиперответственности. И к 2018 году поняла, что отдала столько энергии, что она не восполняется. Начался глубокий личный спад, я не знала, что делать”.
Как раз в это время в Калининграде началась первая акселерационная программа для социальных предпринимателей Фонда “Наше будущее”, которая называлась “Формула роста”. Участников ждали тренинги, плотное общение с наставником и единомышленниками, консультации профильных экспертов, глубокая проработка своего проекта. Для Елены акселератор стал поворотным моментом.
“Я поняла, что надо перераспределять ресурсы и восстанавливать силы, и начался какой-то новый виток в развитии, – рассказывает Елена. – Мы получили огромный пласт полезной информации. И что для меня важно, она была четко разложена по полочкам: маркетинг, налоговое дело, бухгалтерский учет. Информации в интернете много, но вычленить из нее что-то действительно стоящее трудно. А у меня, как, наверное, у многих социальных предпринимателей, хромало финансовое планирование и анализ текущей ситуации. Поэтому я искренне благодарна акселератору, после которого мы во всем разобрались, теперь работать стало проще”.
После акселератора у центра вырос годовой доход, количество учеников и учителей и появилось два новыхнаправления: “Природная грамотность” и “Эффективное чтение”. Центр получил лицензию на дополнительное образование детей и взрослых.
Занятия в “Пифагорке” длятся 60 минут. Ребята учатся не только быстрому счету в уме, но решают головоломки, выполняют задания на логику или на внимание. Час пролетает незаметно.
В группах не больше чем по шесть человек. Накануне каждого занятия педагог готовится и прорабатывает задания для каждого ученика отдельно: одному ребенку требуются сложные заданияна скорость вычисления, другому – на концентрацию внимания, а третьему необходимо больше тренировать памятьи т.д. Банальная истина – все дети разные. Даже двойняшкам, которые учились в “Пифагорке”, нужны были разные задачи.
Маленькие дети легко усваивают быстрый счет, а подросткам, которые уже умеют считать обычным способом, это сложнее. Дело в том, что здесь нужно перестроить форму мышления и начать с азов, а зазубривать ничего не требуется. И если подросток поймет принцип новой для него арифметики, то дальше ему не страшна и высшая математика.
Кстати, ментальная арифметика настолько популярна, что ее апробируют в нескольких калининградских школах.
Елена мечтает, чтобы появилась регулярная программа занятий с детьми с особенностями развития.
“У нас был опыт работы с детьми с синдромом Дауна и аутичными расстройствами, –рассказывает руководитель”Пифагорки”. – Прогресс этих деток после занятий был колоссальный! Дети становятся более открытыми, легче идут на контакт, лучше понимают информацию и концентрируют внимание. Тут секрет не в самой арифметике, а в том, что задействована мелкая моторика – они передвигают костяшки на счетах. Они не просто производят вычисления в уме, а, если можно так сказать, видят и ощущают пальцами этот процесс. Это для них в разы проще и доступнее обычных примеров”.
В Скандинавии ментальная арифметика как раз используется для реабилитации особенных детей. По словам Елены, ей хочется работать с такими детками как можно больше, потому что результат действительно виден. Но обычнов семьях, где есть ребенок с ОВЗ, на счету каждая копейка. Они не могут позволить себе регулярные практически индивидуальные занятия по ментальной арифметике. Поэтому нужна поддержка государства.
“Нет здесь особенно большого дохода,– отвечает Елена на вопрос о том, что ей дает социальный бизнес, – но раз ввязался, то бросить его не имеешь права, ведь от тебя зависят сотрудники и ученики. Ментальная арифметика – это не просто модное течение, она помогает детям получать удовольствие от учебы, она учит их учиться. Наших детей действительно видно – они более собраны, легче усваивают материал. Они ездят на международные турниры по быстрому счету и занимают призовые места. И когда понимаешь, что в этом есть и твоя заслуга – это дорогого стоит”.
Центр ментальной арифметики в Калининграде работает по франшизе. На первых порах так было проще. Уже были готовые учебники и пособия, не нужно было думать о сайте – его ведет управляющая компания, коллеги из других регионов могут дать совет, поддержать. Но время идет, у тебя появляется опыт, силы и желание сделать что-то свое. Тем более что сейчас много говорят о личностном бренде. Что будет дальше, время покажет. Пока центр растет и развивается. Когда-то, устроившись сюда на работу, Елена Николенко хотела проводить время с дочкой. Что ж так и вышло – девочка много времени проводит и занимается в “Пифагорке”. Осенью она пойдет в первый класс, подготовленная, умеющая читать и считать.