+7 3842-75-17-09
Логотип

02 апреля 2020

Фитнес для мозга: в чем секрет ментальной арифметики

Елена всего лишь искала работу, которая позволила бы ей проводить время с дочкой. А оказалось, что она нашла дело, которое стало не только частью ее жизни, но и сотен мальчишек и девчонок Калининграда.

Калькулятор эпохи самураев

Елена Николенко, по образованию педагог-психолог, в 2015 году переехала с семьей в Калининград. Елена начала искать работу, которая давала бы возможность самореализации и позволяла проводить время с маленькой дочкой. В это время буквально на соседней улице открылся по франшизе центр ментальной арифметики “Пифагорка”, и молодая мама устроилась туда педагогом.

Она освоила методику, изучила материал, как вдруг всего через месяц владелец центра заявил, что уезжает и продает бизнес.

“Дело хорошее, не бросать же его? – рассказывает Елена Николенко.– В итоге на семейном совете решили взять бизнес. С деньгами выручили родственники, кредит брать не пришлось. Так что это не я “Пифагорку” нашла, а, скорее, она пришла ко мне”.

Так она стала владельцем социального бизнеса. Сначала это был единственный центр, пять учеников и один педагог – он же владелец. Сейчас 6 филиалов по всему Калининграду, 8 сотрудников и в среднем занимается около 200 учеников.

Программа обучения рассчитана на два года при условии, что ребенок занимается 2 раза в неделю. Результат заметен уже через 3 – 4 месяца.

Ментальная арифметика – это методика развития умственных способностей при помощи арифметических вычислений на счетах, которые называются соробан. Их еще называют деревянным калькулятором. Они появились в Японии в Средние века и до сих пор входят в образовательную программу начальной школы Страны восходящего солнца. Мало того, что с их помощью можно очень быстро научиться считать в уме. При работе с костяшками на счетах развивается мелкая моторика, а еще логика, которая задействует левое полушарие мозга, и воображение, которое задействует правое. В итоге правое и левое полушария развиваются взаимосвязано и гармонично, укрепляются нейронные связи. Растет скорость и качество мышления. Это действительно фитнес для мозга.

Тренировать мозг таким способом можно с 4 – 5 лет и до самого преклонного возраста. Более того, методика эффективна для продления молодости ума и в некоторых европейских странах применяется в геронтологических центрах.

Экономика по полочкам

“Первое время я работала на огромном энтузиазме, всю себя отдавала центру, –рассказывает Елена. – Это был период гиперволнения и гиперответственности. И к 2018 году поняла, что отдала столько энергии, что она не восполняется. Начался глубокий личный спад, я не знала, что делать”.

Как раз в это время в Калининграде началась первая акселерационная программа для социальных предпринимателей Фонда “Наше будущее”, которая называлась “Формула роста”. Участников ждали тренинги, плотное общение с наставником и единомышленниками, консультации профильных экспертов, глубокая проработка своего проекта. Для Елены акселератор стал поворотным моментом.

“Я поняла, что надо перераспределять ресурсы и восстанавливать силы, и начался какой-то новый виток в развитии, – рассказывает Елена. – Мы получили огромный пласт полезной информации. И что для меня важно, она была четко разложена по полочкам: маркетинг, налоговое дело, бухгалтерский учет. Информации в интернете много, но вычленить из нее что-то действительно стоящее трудно. А у меня, как, наверное, у многих социальных предпринимателей, хромало финансовое планирование и анализ текущей ситуации. Поэтому я искренне благодарна акселератору, после которого мы во всем разобрались, теперь работать стало проще”.

Решить задачу на пальцах

После акселератора у центра вырос годовой доход, количество учеников и учителей и появилось два новыхнаправления: “Природная грамотность” и “Эффективное чтение”. Центр получил лицензию на дополнительное образование детей и взрослых.

Занятия в “Пифагорке” длятся 60 минут. Ребята учатся не только быстрому счету в уме, но решают головоломки, выполняют задания на логику или на внимание. Час пролетает незаметно.

В группах не больше чем по шесть человек. Накануне каждого занятия педагог готовится и прорабатывает задания для каждого ученика отдельно: одному ребенку требуются сложные заданияна скорость вычисления, другому – на концентрацию внимания, а третьему необходимо больше тренировать памятьи т.д. Банальная истина – все дети разные. Даже двойняшкам, которые учились в “Пифагорке”, нужны были разные задачи.

Маленькие дети легко усваивают быстрый счет, а подросткам, которые уже умеют считать обычным способом, это сложнее. Дело в том, что здесь нужно перестроить форму мышления и начать с азов, а зазубривать ничего не требуется. И если подросток поймет принцип новой для него арифметики, то дальше ему не страшна и высшая математика.

Кстати, ментальная арифметика настолько популярна, что ее апробируют в нескольких калининградских школах.

Елена мечтает, чтобы появилась регулярная программа занятий с детьми с особенностями развития.

“У нас был опыт работы с детьми с синдромом Дауна и аутичными расстройствами, –рассказывает руководитель”Пифагорки”. – Прогресс этих деток после занятий был колоссальный! Дети становятся более открытыми, легче идут на контакт, лучше понимают информацию и концентрируют внимание. Тут секрет не в самой арифметике, а в том, что задействована мелкая моторика – они передвигают костяшки на счетах. Они не просто производят вычисления в уме, а, если можно так сказать, видят и ощущают пальцами этот процесс. Это для них в разы проще и доступнее обычных примеров”.

В Скандинавии ментальная арифметика как раз используется для реабилитации особенных детей. По словам Елены, ей хочется работать с такими детками как можно больше, потому что результат действительно виден. Но обычнов семьях, где есть ребенок с ОВЗ, на счету каждая копейка. Они не могут позволить себе регулярные практически индивидуальные занятия по ментальной арифметике. Поэтому нужна поддержка государства.

Рыцари быстрого счета

“Нет здесь особенно большого дохода,– отвечает Елена на вопрос о том, что ей дает социальный бизнес, – но раз ввязался, то бросить его не имеешь права, ведь от тебя зависят сотрудники и ученики. Ментальная арифметика – это не просто модное течение, она помогает детям получать удовольствие от учебы, она учит их учиться. Наших детей действительно видно – они более собраны, легче усваивают материал. Они ездят на международные турниры по быстрому счету и занимают призовые места. И когда понимаешь, что в этом есть и твоя заслуга – это дорогого стоит”.

Центр ментальной арифметики в Калининграде работает по франшизе. На первых порах так было проще. Уже были готовые учебники и пособия, не нужно было думать о сайте – его ведет управляющая компания, коллеги из других регионов могут дать совет, поддержать. Но время идет, у тебя появляется опыт, силы и желание сделать что-то свое. Тем более что сейчас много говорят о личностном бренде. Что будет дальше, время покажет. Пока центр растет и развивается. Когда-то, устроившись сюда на работу, Елена Николенко хотела проводить время с дочкой. Что ж так и вышло – девочка много времени проводит и занимается в “Пифагорке”. Осенью она пойдет в первый класс, подготовленная, умеющая читать и считать.

Источник