+7 3842-75-17-09
Логотип

09 июля 2020

Вместо домика у бабушки: как решить проблемы интеграции детей поколения Z

Цель интегративного (инклюзивного) детского развивающего центра “Лекотека” в Сыктывкаре – не просто совместное образование обычных и “особенных” малышей, а полная интеграция и тех, и других в общество. В этом им помогают педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, а еще…игра! Здесь она основной инструмент развития.

Шикарная клумба, пандус, кабинеты для индивидуальной и групповой работы, панорамное окно и много-много света, в лучах которого смеются и играют малыши, – добро пожаловать в “Лекотеку”. Второй филиал центра, открытие которого стало возможным благодаря Фонду “Наше будущее”, тоже полон света и уюта, только еще здесь есть большой сенсорно-динамический зал, где дети могут раскачиваться, ползать, преодолевать воздушные препятствия. Для них это игра, для их организма – сложнейшая работа, для сотрудников центра – профессиональный труд, цель которого – интегрировать ребенка в общество.

Идти вперед маленькими шажками

Есть библиотека – хранилище книг, есть фонотека – звуков, а есть лекотека – игрушек. Именно так Екатерина Зыкова решила назвать свой будущий центр еще в 2015 году.

По образованию она педагог-психолог, работала в системе образования, социальной защиты, причем на достаточно престижной должности, но все же решилась поменять деятельность.

“Это было время, когда в регионах начинали внедрять, даже скорее еще только обсуждать, инклюзивное образование, интегрирование в общество детей с ОВЗ. На практике возникало много сложностей, было огромное сопротивление систем образования, здравоохранения и т.д. Сейчас все это преодолевается, маленькими шажками мы идем вперед”, – рассказывает она.

По словам Екатерины, ей не хватало качественного результата от деятельности. Системы социального сопровождения, здравоохранения и образования были ориентированы на количественный результат. “Им нужно было оказать услуги как можно большему количеству детей, а это влияло на качество, – говорит она. – Ну что такое для ребенка с ОВЗ стандартный 10-дневный курс реабилитации? И еще 10 дней через год. Да у нас в центре, чтобы у малыша появился какой-нибудь навык, уходит минимум три месяца регулярных занятий! А каково специалисту? Что он успеет вложить в ребенка за 10 дней? Многие специалисты из системы жаловались на профессиональное выгорание именно из-за этого – они не видели отдачи от своего труда. И мне хотелось создать такой центр, где будет максимально выстроена работа с детьми с ОВЗ, где действительно будет эффект от занятий. И мы это сделали. Если бы вы только знали, какой колоссальный прогресс у наших детей!”

Социальный эффект

Два года потребовалось, чтобы сформировалась концепция центра, еще нужно было найти помещение на первом этаже, чтобы обустроить безбарьерную среду. В итоге в новом районе Сыктывкара в 2017 году открылся первый филиал “Лекотеки”. Постепенно сформировалась команда единомышленников. Центр дает возможность расти, совершенствоваться, разрабатывать свои программы, а главное – действительно видеть результат работы с “особенными”детьми. Еще вчера они не умели говорить, а сегодня произносят первые слоги.

“Наша конечная цель – полная интеграция ребенка, чтобы он был готов к обучению в школе, – объясняет концепцию центра Екатерина. –Это касается как обычных детей, так и детей с ОВЗ. В каждой группе из 10 человек – 1–2 ребенка с особенностями развития. Когда обычные дети из этих групп вырастут, они будут готовы принять и понять других. Очень хороший социальный эффект для будущего общества”.

Конечно, “особенного” ребенка никто не отправит в группу сверстников, которые уже практически готовы к школе. Этому предшествует подготовительная работа с психологом, логопедом или дефектологом. Да и то на 30-минутных подготовительных уроках за ним наблюдают специалисты, чтобы в случае чего избежать ситуации неуспеха для ребенка.

Дети гаджетов

В “Лекотеке” занимается 150 детей. Для самых старших – занятия по подготовке к школе, для малышей – развивающие занятия. Есть индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Проводят различные виды психологической диагностики, семейное консультирование, тренинги и практикумы для родителей. Но самое интересное – это занятия по сенсорной интеграции.

Об этой методике Екатерина мечтала с 2015 года. И даже загадывала под бой курантов: “Я сделаю все, чтобы у наших детей появилось оборудование для сенсорной интеграции. Это необходимо. Иначе мы не достигнем нужного эффекта”.

Желание исполнилось благодаря победе в конкурсе “Социальный предприниматель “Фонда “Наше будущее”, в 2018 году удалось отрыть второй филиал “Лекотеки”, где есть комната с сенсорно-динамическим комплексом.

Проблематику и понятие сенсорной интеграции обосновали в 70-х годах прошлого века, но в последнее время, по словам Екатерины, она стала особенно актуальна. Помните, как бабушки и дедушки говорили: “Дайте ребенку побеситься”? И это было правильно! Дети проводили лето на даче или в деревне, где они получали так называемый сложный сенсорный опыт. Они пололи грядки, копали картошку, носили воду, взбирались по деревьям, качались на качелях, плавали в речке – активно познавали мир. Сейчас с самых ранних лет дети проводят время за гаджетами, практически лишаясь сложного сенсорного опыта, жизненно важного для правильного развития.

Нарушения работы сенсорных систем организма – тактильной, зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д. – оборачиваются отклонениями в поведении. “Отсюда гиперактивность, дефицит внимания, хаотичные перемещения, есть дети, которые даже не воспринимают свое тело, – объясняет эксперт. – Из-за этого им трудно учиться. Проблема усугубляется, если учителя не понимают, что с ребенком, и начинают выговаривать родителям: “У вас невоспитанный ребенок!” Родители, тоже не понимая проблемы, начинают его ругать”.

Нравоучения здесь не помогут, зато поможет сенсорная интеграция. Ее суть – приведение в порядок ощущений, что необходимо для работы мозга. И особенно это важно детям с особенностями развития.

“Балансиры”, “шарогоны” и немного мыльных пузырей

Как работает сенсорная интеграция? На занятиях специалисты “Лекотеки” создают ситуации, во время которых ребенок получает тот самый недостающий сложный сенсорный опыт. Это всевозможные упражнения и игры для вестибулярного аппарата. Самое простое: ребенок раскачивается на качелях и сначала руками, а потом палочкой ловит мыльные пузыри. Это кажется простым и приятным, а для мозга малыша это практически олимпийская тренировка!

Все занятия по сенсорной интеграции проводятся только в игровой форме. Так интереснее, больше эмоций, ребенок лучше раскрывается. Задача игр – создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Накануне специалисты продумывают игры, необходимые для того или иного малыша, но на занятиях все внезапно может пойти по-другому. “Если ребенок проявляет инициативу, включает воображение, наши педагоги всегда его поддержат. У нас есть всевозможные “балансиры”, “шарогоны”, часть из них придумана в сотворчестве с детьми”, – говорит Екатерина.

Положительный эффект

В “Лекотеке” работают 14 человек. Но этот небольшой социальный бизнес приносит огромный положительный эффект. Помимо основных задач, которые решает центр, на благотворительной основе 20 семей, воспитывающих детей с особенностями развития, уже получили здесь психолого-педагогическое сопровождение, 75 детей, имеющих нарушения речи, прошли бесплатное логопедическое обследование, 30 детей с особенностями развития прошли бесплатный курс занятий по сенсорной интеграции. Еще специалисты центра проводят благотворительные утренники для детей и регулярные просветительские встречи и практикумы для родителей по сенсорной интеграции.

По словам Екатерины, у центра еще много планов. А сейчас “Лекотека” участвует в совместном консалтинговом проекте Фонда “Наше будущее” и платформы социальных изменений todogood. “Я такой обратной связи и включенности в наше дело еще не получала! Над проектом работает отличная команда профессионалов. Даже на первых встречах уже был глубокий анализ, – говорит Екатерина. – Сначала мы определились с направлением работы – это будет самое сложное в бизнесе для меня – выстраивание маркетинговой стратегии. Мы еще только в начале пути, сейчас я готовлю аналитику, информационные материалы для команды, и, знаете, уже поменялось мышление, я увидела “Лекотеку” словно со стороны. Мне кажется, в конце проекта у нас родится что-то грандиозное!” 

Источник