05 октября 2020
Юрий Калашников, серийный предприниматель из Красноярска, основатель «Конструкторского бюро бизнес-решений», автор книги «Хорошее дело. Социальное предпринимательство» в апреле 2020 года провел небольшое исследование, посвященное описанию того, что из себя представляют эко-предприниматели в России.
Выбор был связан с тем, что это отрасль, в которой в мире есть бесконечное количество проблем и болевых точек. Россия — не исключение. Речь идет об экологических проблемах.
Предприниматели — это те, кто видят не только проблемы, но и возможности. Поэтому вовсе не удивительно, что есть бизнес-проекты, которые стремятся строить свою деятельность в сфере экологии. Как ни странно, занимаясь социально-значимыми проблемами, они не соответствуют требованиям федерального закона и формально не являются социальными предпринимателями. Чтобы получить такой статус, необходимо внести изменения в бизнес-модель.
Решив исследовать феномен экологических предпринимателей, автор исходил из гипотезы, что таковыми можно считать те организации, которые одновременно:
1. нацелены на получение прибыли.
2. стремятся своей деятельностью снизить антропогенное влияние на окружающую среду.
Идеальный экопредприниматель руководствуется бизнес-моделью и теорией изменений.
Ключевая сложность этого определения в том, что не всегда возможно отличить компании, которые на самом деле направленно снижают вред деятельности человека от тех, кто делает это по случаю или даже неосознанно, и от тех, кто занимается грин-вошингом (создают иллюзию своей «экологичности»).
Чтобы понять, кто такие экологические предприниматели Юрий обратился к отраслевым экспертам для получения первичного списка предприятий. В ходе общения с ними спрашивал, с кем еще, по их мнению, стоит поговорить. Так сформировался список из 88 организаций. Исследование состояло из двух этапов: работа с информацией в открытых источниках и интервью. Из-за ограниченного времени исследование нельзя считать полностью завершенным. Узким местом является невозможность проверки некоторых предоставляемых данных, например годовой выручки и рентабельности продаж. Выводы основаны на словах респондентов и на доверии к предоставленным данным.
Исследование показало, что основателем предпринимательского проекта в сфере экологии, как правило, является молодая женщина, в возрасте от 26 до 30 лет, преимущественно вегетарианка. Предприятие работает в сфере ритейла. Демографические характеристики его клиентов практически идентичны основателю: молодые мамы в возрасте от 26 до 30 лет. Ключевые мотивы: забота об окружающей среде, польза для здоровья. Предприятия созданы в последний год-два и, в большинстве своем, работают в Москве и Санкт-Петербурге. Их годовая выручка колеблется в пределах 1−5 миллионов рублей с рентабельностью продаж в 19%.
Подробнее о полученных данных:
Среди основателей проектов 73% – женщины. Преимущественно эко-предпринимательский проект начинают молодые люди в возрасте от 26 до 30 лет.
Географическое распределение проектов близко к распределению жителей в стране. Большая часть организаций находится в Центральным и Северо-западном федеральных округах. 5% организаций работает в нескольких регионах России.
Исследованные проекты сосредоточены в городах, численностью более 500 тысяч жителей. Половина (51%) работает в Москве и Санкт-Петербурге. По всей видимости, это говорит о высокой зависимости проектов от платежеспособности населения. Единственный проект, работающий в городе с населением 27 100 человек (г. Сходня) расположен в Подмосковье. Этот проект занимается продажей многоразовых подгузников средств женской гигиены и его рынком сбыта, в первую очередь, является Москва.
Две трети опрошенных основателей (61%) сказали, что текущий проект — не первый бизнес-опыт, до запуска экологического бизнеса был опыт в других проектах. Кто-то пришел в экологический бизнес, получив первичный бизнес-опыт в каком-то ином проекте, кто-то поработав в НКО, кто-то решился начать свое дело с нуля. Путь всех основателей похож: они все начинали с себя, с изменения собственных привычек на более «зеленые»: сортировка мусора, ограничение потребления, в первую очередь одноразового пластика.
Абсолютное большинство (82%) проектов нацелены на работу с физическими лицами, 4% на юридических, 14% работают на оба рынка. Быть может, такой акцент на физических лицах связан с тем, что на данный момент продукты экологических предпринимателей не попадают в ценности и потребности достаточного количества предприятий, чтобы не этом можно было создать стабильную бизнес-модель.
Многие эксперты отмечают, что отказ от мяса снижает углеродный след человека больше, чем отказ от полетов на самолетах. Автору стало интересно исследовать эту взаимосвязь. Оказывается, что 2/3 (60%) основателей вегетарианцы.
Разделение предприятий по направлениям деятельности показывает, что в основном проекты занимаются ритейлом (72%). Переработкой отходов (в том или ином виде) лишь 12%.
Самой распространенной бизнес-моделью является магазин без упаковки. Юрию удалось найти 39 таких проектов на территории России. Самый восточный расположен в Иркутске. Исследованные проекты можно отнести к малому и микробизнесу. Редко указанная выручка превышала пяти миллионов рублей в год. Две трети респондентов (56%) указали, что их годовая выручка находится в диапазоне от 1 до 5 миллионов рублей. Средний размер рентабельности продаж (ROS) составил 19,1% (данные за 2019 год). Выбранная методика исследования построена на доверии предоставляемым данным от респондентов.
Исследование показало, что среди основателей, указавших годовую прибыль свыше 5 миллионов рублей в год были только те, кто уже имел опыт предпринимательской деятельности.
На вопрос «Кто ваш ключевой клиент» 100% представителей ритейла ответили «женщины». Преимущественно это люди моложе 30 лет, часто в описании фигурировала «молодая мама».
Практически все проекты помимо бизнес-процессов занимается дополнительными проектами. Как правило, это просветительская деятельность (лекции, клубы по интересам), организация раздельного сбора отходов на территории предприятия, организация специальных событий на территории района или города. Некоторые проекты жертвую часть прибыли на благотворительность. Почти все основатели отметили, что это проект для них не только способ заработка, но и возможность изменить ситуацию с экологией к лучшему.
Но при этом ни у одного проекта нет разработанной теории изменений, процессов и метрик, благодаря которым оценивается вклад. Можно заключить, что несмотря на предпринимаемые усилия, исследованные организации не имеют четкой системы оценки собственной эффективности как экологических проектов.
Почти 77% созданы не позднее 2018 года, т. е. им не больше двух лет. В исследование попало всего шесть проектов, работающие дольше семи лет и нет ни одного, «старше» 12 лет. Такому феномену может быть два объяснения:
1. Тема экологии и экологического предпринимательства в последние несколько лет становится все более актуальной. Люди создают проекты, так или иначе, касающиеся снижения негативного влияния антропогенных факторов. Бизнес-проекты не исключение. Если этот вывод верен, то в дальнейшем будущем мы можем наблюдать рост количества подобных организаций.
2. «Выживаемость» подобных проектов не высока. Бизнес-проекты в сфере экологии работают не дольше одного-двух лет. Если этот вывод верен, то большая часть экологических проектов на рынке будет продолжать иметь возраст 1−2 года, а большая часть из существующих организаций прекратит свое существование.
К сожалению, пандемия и заморозка экономики окажут существенное влияние, картина очень сильно изменится. Кроме того, выводы могут не противоречить друг другу.
Выявленные факторы, почему стоит заниматься подобными проектами:
1. Экологический
«Ресурсы Земли не бесконечны, а фэшн-индустрия — вторая в мире по загрязнению окружающей среды. Развивая осознанное потребление, создавая инфраструктуру для сбора и перераспределения одежды, мы возвращаем эти вещи в экономику и решаем экологические и социальные проблемы. Вместо этого они могли бы просто гнить на свалках, выделяя парниковые газы.» («Второе дыхание», Дарья Алексеева)
2. Воспитательный
«Такие проекты вдохновляют людей на новые свершения, вовлекают новую аудиторию, несут изменения не только при работе с покупателями, но и при работе с поставщиками.» («Покупай правильно», Ася Воронкова Юлия Шаповалова, Константин Воронков, Артем Шаповалов)
«Эта полезный проект для нынешнего поколения, так как он показывает как нужно жить, чтобы и следующим поколением было где жить.» («Развесная лавка», Валентина Проходцева и Артем Сочнев)
3. Экономический
«Это имеет смысл, ценности, а также приносит прибыль.» («Beelab», Анастасия Попова и Елена Зайцева)
«Потому что будущее за осознанным потреблением, тема бережного отношения к ресурсам набирает обороты.» («Freedom», Наталья Донец и Елена Кузнецова)
4. Скептический
«Ошибочно полагать, что раз вы такие ответственные и хорошие, то к вам явятся всем микрорайоном, — дойдут и купят что-то гораздо меньше людей.» («Покупай правильно», Ася Воронкова Юлия Шаповалова, Константин Воронков, Артем Шаповалов)
«Если вы пришли за деньгами то аналогичными проектами заниматься не стоит. Мы конечно же заработаем на проекте, но окупаемость эко проектов намного дольше, чем других. Я в первую очередь занялся проектом, так как меня волнует проблема food waste и экологии.» («eatme», Рудольф Ан)
Из ответов на вопрос «Почему ни в коем случае не стоит браться за подобный проект?» выявились 2 факторы риска (а заодно и бизнес-уроки интервьюеров):
1. Экономические показатели
«Потому что больших денег в нем не заработать. Придется долго и упорно трудиться, чтобы он начал приносить плоды.» («Pure Land», Анастасия Тимофеева, Евгения Силивончик)
«Стоит браться! Но с большими НО. Перед началом нужно взвесить все за и против и оценить свои возможности. Инвесторов мало интересуют подобные проекты так как они достаточно новые и долгая окупаемость. Если же вы готовы взять 5−10 млн руб и выкинуть в окно то да обязательно стоит заняться. Есть много других отличных эко направлений, но те которые связаны с приложениями на много дороже. На разработку и продвижение уйдет очень много денег.» («eatme», Рудольф Ан)
2. Личные причины
«Если вы от природы чувствительны, суеверны, верите в энергетику чужой одежды и не хотите таскать пыльные мешки — подобный проект не доставит вам удовольствия» («Второе дыхание», Дарья Алексеева).
«В этом бизнесе очень много подводных камней. И при этом всего 2% потребителей. Тех, кто приходят, чтобы заработать, это не впечатляет. Остаются те, для кого это не просто бизнес, а ещё и социальная миссия.» («Pure Water» и «Ми&Ко», Екатерина Матанцева).
Исследование говорит о том, что основатели экологических бизнес-проектов несколько отличаются от типовых бизнесменов. Может быть, причиной тому относительно молодая отрасль. Возможно, именно микропредприятия естественным, эволюционным путем обкатают бизнес-модели и найдут устойчивые подходы к тому, как сохранять планету и зарабатывать деньги.
Полное исследование читайте по ссылке.