23 марта 2021
Мухаммад Юнус – лауреат Нобелевской премии мира. Она была присуждена основателю банка “Grameen America” “за попытки инициировать экономическое и социальное развитие снизу”. Профессор экономики из Бангладеш знаменит тем, что ему удалось успешно применить систему микрокредитования, выдавая небольшие долгосрочные займы предпринимателям, которым не хватало средств на получение традиционного банковского кредита.
Корреспондент интернет-ресурса Financial Express Online задал профессору Юнусу несколько вопросов о том, каким он видит изменившийся мир. Речь шла о микрокредитовании, социальном бизнесе, социально ориентированных НКО и корпоративной социальной ответственности.
– Одними из важнейших направлений движения микрокредитования являлись собрания заемщиков и их взаимодействие с полевым персоналом микрофинансовых институтов. Очень многое зависело от этих очных встреч. Какие, по вашему мнению, формы примет такое взаимодействие в периоды социальной изоляции, и как можно наладить его в новых условиях?
– Пандемия – новый феномен, вызвавший огромные проблемы и перемены в жизни людей с низким уровнем доходов. Но это не единственная катастрофа, с которой придется столкнуться микрокредиторам. Мой родной Бангладеш вообще известен как “страна катастроф”. Ситуацию еще больше ухудшает глобальное потепление. Каждый год часть страны – а иногда почти вся она – погружается под воду, так как реки выходят из берегов. Порой уровень воды доходит до крыш домов. Недавно основным транспортом в нашей столице стали лодки и катера. Циклоны и приливные волны – частые гости в южной части Бангладеш. Все это гораздо серьезнее, чем пандемия. Никто не может убежать от этих стихийных бедствий. Страдают люди, животные, дома, имущество…
Система микрокредитования научилась выживать финансово и организационно во время этих регулярных катастроф. Если бы она не могла с ними справляться, микрокредитование давно бы исчезло у нас. Если изучить историю стихийных бедствий и микрокредитования в Бангладеш, вы увидите, как детально были разработаны и встроены в эти кредитные программы механизмы безопасности.
– Модель микрозаймов часто использует ежемесячные и еженедельные встречи, на которых идет сбор и обмен средствами, а также обучение. Центральным здесь был встроенный эффект масштабирования, так как микрофинансовые институты аккумулировали средства в какой-то одной локации. Какие изменения претерпит эта модель, и как это отразится на экономике? Например, не станет ли это более накладным для заемщиков, ведь представитель банка должен теперь навещать каждого члена группы вместо того, чтобы проводить групповые встречи?
— Все это выяснится опытным путем, и здесь есть простор для творчества. Люди будут пробовать разные пути, чтобы улучшить ранние версии модели микрокредитования. Никто не ожидает, что она навеки останется неизменной.
Например, банк “Grameen America” сделал нечто, чего от него никто не ожидал. Чтобы справиться с убытками в период пандемии, он представил платформу для виртуальных встреч своих центров с цифровыми платежами. И все 3 000 центров проводят встречи онлайн. Все филиалы отказались от наличности. Никто не должен никуда приезжать, чтобы иметь дело с “Grameen America”. Заемщики посещают виртуальные центры, не покидая своих кухонь, рынков, машин… Сотрудникам “Grameen America” также нет нужды куда бы то ни было ехать. Начальство из головного офиса может нагрянуть в любой центр в любое время – когда захочет. “Grameen America” располагает 24 филиалами в 14 крупных городах, которые выдают в год в общей сложности полмиллиарда долларов. В первые полгода пандемии как выдача, так и возвращение средств буквально рухнули. Причина в том, что 52 % заемщиков умерли от Covid-19. Сейчас банку удалось вернуться к прежнему уровню, возврат денег упал лишь на 1 %.
Во время пандемии “Grameen America” открыл новый филиал в Чикаго. Изначально он был создан исключительно как структура. Даже церемония открытия проходила в интернете. Сотрудники этого филиала никогда не видели никого из своих клиентов. Все переговоры, обучение и групповые встречи проходят в режиме онлайн. Филиал намерен работать так же эффективно, как и те, что были созданы в физическом, а не виртуальном пространстве. Мало того, “Grameen America” сейчас думает о том, чтобы сделать виртуальными все свои филиалы. Офисы больше никому не нужны.
– Если после пандемии мы не вернемся к прежним способам взаимодействия, то кредитные потери в размере 1 %, которыми так гордятся микрофинансовые организации, могут пострадать. Без групповых встреч, контроля и обучения микрофинансирование может превратиться в обычный незащищенный кредитный бизнес с его потерями на уровне 5–6 %.
– Программы микрокредитования должны учиться выживать при любых обстоятельствах. “Задирать лапки” вверх – это не выход. Если мы будет постоянно жаловаться, это вряд ли приведет к развитию системы микрокредитования.
– Неприбыльный социальный бизнес находится в сфере вашего внимания уже долгое время. В нынешних условиях кто, кроме государства, может вливать средства в такого рода предприятия?
– Для того чтобы они выживали, необходимо создать совершенно новую финансовую систему социального бизнеса. Другого пути нет. Нужны специальные микрокредитные банки, специальные венчурные фонды, страховые фонды, инвестиционные фонды…
– Но кто будет вкладывать деньги в такие компании, ведь инвесторы не получат никаких дивидендов?
— Это может стать вариантом для людей, создающих фонды и трастовые компании. Они могут, например, создать венчурный фонд для социального бизнеса, который будет превращать безработных молодых людей в предпринимателей. Или создать микрокредитный банк для социального бизнеса, который будет давать средства женщинам, оказавшимся без средств к существованию.
Благотворительные организации располагают триллионами долларов. Если хотя бы небольшая толика этих средств будет направлена в социальный бизнес в виде займов или инвестиций, он просто утонет в деньгах!
Конечно, и правительства будут инвестировать в социальное предпринимательство, если они решат, что это хорошее применение их деньгам. Они могут переложить часть своих обязанностей на социальный бизнес. Государство выбирает социальный бизнес по той же причине, что и люди. Когда кто-то ищет решения проблем, а не голую прибыль, то начинают задумываться о социальном предпринимательстве.
Социальный бизнес может также привлекать средства с рынка на обычных условиях. То, что я соцпредприниматель, вовсе не означает, что я не могу занимать деньги или иметь дело с традиционным, приносящим прибыль, бизнесом. Я могу пользоваться его услугами, покупать его товары, продавать ему свои товары – все что угодно. Самое главное – чтобы мой бизнес по-прежнему ставил на первое место решение определенной проблемы, а не барыши.
Социальный бизнес будет существовать, потому что этого хотят люди. Просто они не всегда имеют возможность его создавать. Если мы будем предлагать им помощь, такие предприятия будут возникать и развиваться. Я верю, что они уже существуют в умах и сердцах людей.