13 октября 2021
В июне 2021 года в Ханты-Мансийске при поддержке Фонда “Наше будущее” прошел слет социальных предпринимателей “СоциоДрайв”. Во время мероприятия стало известно, что Югра станет пилотным регионом по разработке модельного регионального закона о социальном предпринимательстве.
Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова во время слета призвала собравшихся открыто рассказать о проблемах, чтобы новый закон в результате стал эффективным, чтобы в него были включены нормы действенной поддержки и сопровождения предпринимателей. Задача не просто создать еще один нормативный акт, а действительно улучшить ситуацию. И сейчас активно идет разработка этого документа.
Что такое модельный закон, и в чем его отличие от обычного? Чем он поможет представителям бизнеса и простым людям? Об этом рассказал директор Департамента экономического развития, заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Роман Генкель.
– Что такое модельный закон? И почему именно Югре было сделано предложение по его разработке?
– В Югре сегодня создана одна из самых мощных комплексных систем поддержки социального предпринимательства. Причем работа по формированию этой системы и поддержка субъектов МСП, которые осуществляют деятельность, связанную с достижением общественно полезных целей, началась еще в 2018 году. Мы предвосхитили федеральный тренд и приняли региональное законодательство, посвященное социальному предпринимательству, на полтора года раньше.
У округа действительно большой опыт работы, мы заинтересованы в развитии этой категории бизнеса, увеличении сектора негосударственных поставщиков социальных услуг (а доля присутствия негосударственных поставщиков на рынках услуг социальной сферы в 2020 году составила в округе 49 %), улучшении конкурентной среды, которое в конечном итоге происходит. И мы видим позитивный отклик от получателей этих услуг, значит, наш опыт, механики эффективны!
Но что получилось? Есть социальный бизнес с соответствующим законодательством. И есть социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), у которых тоже свои нормативные документы. И те и другие могут оказывать одни и те же услуги. А иногда и действуют в связке. Но законодательство, как мы помним, разное. И получается, что и предприниматели, и люди, которые реализуют социальные проекты, начинают путаться в законах, не понимают, как им правильно действовать, или ищут, где выгоднее.
И чтобы устранить дублирование оказываемых услуг и мер поддержки, путаницу в терминологии и т. д., мы начали готовить соответствующие предложения и в конце прошлого года вышли с ними на федеральный уровень. Озвучили также наш опыт, а у нас в реестре 250 социальных предприятий, предусмотрено более 60 мер поддержки, среди них финансовые, имущественные, консультационные, налоговые и т. д. В результате президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА России” Александр Калинин и предложил разработать некий модельный закон о социальном предпринимательстве, который бы учитывал все изложенные нюансы.
– А в чем его модельность?
– Во-первых, в определенной унификации – приведении терминологии и понятийного аппарата и тех, кто занимается социальным бизнесом, и тех, кто развивает СО НКО, к единому знаменателю.
Во-вторых, и это очень важно, в выработке единых подходов в поддержке. Ведь проблемы, с которыми сталкиваются инициаторы социальных коммерческих и некоммерческих проектов в разных регионах России, часто схожи. Поэтому и регуляторная политика, то, каким образом мы формируем правила работы бизнеса, НКО, должны быть одинаковыми. Это сформирует единое правовое пространство и единые условия развития сектора коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность. И мы хотим создать модель регионального закона, где в одном документе будет все это прописано.
– И эту модель можно будет тиражировать во все регионы России?
– Это будет исключительно рекомендация, субъекты РФ самостоятельны в своих решениях.
Сейчас в рабочую группу “Социальное предпринимательство” Комиссии Госсовета Российской Федерации по направлению “Малое и среднее предпринимательство”, которую возглавляет губернатор Югры Наталья Комарова, входят представители Общественной палаты, “ОПОРЫ России”, губернаторы ряда регионов. Их консолидированное участие поможет рекомендовать итоговый вариант в другие регионы.
Конечно, в других субъектах РФ могут быть свои особенности. Поэтому и идет речь о модельном законе – некоем базовом подходе, в который можно будет привнести региональный компонент.
Есть ряд регионов, где уже разработаны свои нормативные акты, а есть те, где еще не приступали к этой работе. И модельный закон поможет им избежать ошибок. Этим мы и руководствуемся, это мы и видим своей задачей.
– А какие задачи должен решить будущий закон?
– Формирование профессиональных сообществ и единого реестра поставщиков социальных услуг в общественно полезной деятельности, повышение их социальной ответственности. Также мы хотим нормативно закрепить подход “одного окна”, чтобы и социальные предприниматели, и СО НКО обращались в один адрес.
– То есть это будет некая база, например, как ЦИСС, куда смогут прийти и социальные предприниматели, и представители некоммерческого сектора, чтобы все свои вопросы разрешить: получить консультационные услуги, меры поддержки? Так?
– Да, ЦИСС уже решает многие задачи, но он является элементом инфраструктуры поддержки бизнеса. И получается, что сейчас одни и те же услуги для социального бизнеса и СО НКО оказываются в разных организациях и в разной форме. Все это закон должен стандартизировать. То есть задача создать одинаковые регуляторные механизмы, единые инструменты поддержки. Мы уже это делаем, но закон позволит делать все это быстрее и качественнее.
– Вы упомянули повышение социальной ответственности предпринимателей и некоммерческих организаций. Что это значит?
– Планируем законом ввести мониторинг качества оказываемых ими населению услуг. Это будет напрямую связано с формированием единого реестра поставщиков социальных услуг. И цель тут не ввести какие-то заградительные вещи, а именно повысить качество оказываемых услуг и конкурентную среду.
Форму мониторинга обсуждали на недавно прошедшем Форуме социальных инноваций. Варианты предлагают разные. Например, чтобы пользователи услуг выставляли оценки-баллы, как в поисковых системах. Но это может быть не объективно. Поэтому мы хотим, чтобы оценка, во-первых, была автоматизированной, с применением всех современных технологий, во-вторых, складывалась из нескольких блоков – коллег, профессионального сообщества, населения.
Так мы сможем идентифицировать наиболее гибкие, клиентоориентированные, конкурентоспособные организации, которые войдут в реестр, и предоставить им меры поддержки, находящиеся в компетенции разных органов власти.
– Но в округе уже есть региональный закон о социальном предпринимательстве. Будут ли его положения учитываться при разработке модельного?
– Конечно, мы учитываем и федеральные нормы, и наш региональный опыт. Но сейчас мы изучаем и международное законотворчество, изучаем лучшие практики, инновации.
– Войдут ли в новый документ предложения, которые были озвучены на “СоциоДрайве”?
– Озвученные пожелания социальных предпринимателей касались взаимодействия с контрольно-надзорными органами, обучения и акселерации, цифровизации мер поддержки, сопровождения и нюансов включения в реестр – все это мы стараемся учесть при разработке законопроекта.
Кстати, в начале октября будет слет “ОПОРЫ России”, где мы надеемся презентовать первую версию модельного закона, конечно, потом она еще будет шлифоваться и дорабатываться, и нам важно услышать мнение экспертного сообщества и предложения по доработке.