10 февраля 2022
Первые шаги и ошибки, инсайты и открытия – история успеха социального предпринимателя Оксаны Храбровой.
Привет! Я – Оксана Храброва. Мой предпринимательский путь начался в июне 2019 года в городе Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ), где я открыла школу программирования для детей “Кодики”.
В этой статье я хочу поделиться своим опытом создания школы программирования, её перехода в онлайн, масштабирования и выхода на международный уровень. Рассказать про ошибки, которые я совершила, о трудностях и проблемах, с которыми мне пришлось столкнуться, открывая своё дело в небольшом городе северного региона России.
В 2012 году я окончила Алтайскую академию экономики и права по специальности инженер-программист, после чего переехала на север, в Муравленко, где устроилась на должность инженера-программиста в городскую больницу. Мы занимались разработкой и внедрением автоматизированных систем для больницы, то есть я попала в волну интенсивной информатизации медицины.
Последние три года перед открытием школы программирования я работала удалённо и параллельно помогала мужу в его бизнесе. Именно благодаря супругу мне удалось познать, что такое предпринимательство. Когда его бизнес стал набирать обороты, я почувствовала себя в нём ненужной, однако твёрдо решила, что обязательно открою своё дело.
В тот момент я точно знала, что мой бизнес будет связан с программированием, а определиться с конкретной нишей мне помог случай. Наши знакомые попросили меня позаниматься с их ребёнком. Они узнали, что в Москве есть школы программирования для детей, и решили, что их сыну, который увлекался компьютерными играми и гаджетами, будет куда полезнее освоить ещё и азы программирования. Так у меня появился мой первый ученик, благодаря которому я поняла, что школа программирования — это именно то дело, в котором я хочу реализоваться как предприниматель.
Вначале у меня не было цели создать онлайн-школу. Вся идея заключалась именно в офлайн-образовании. Однако на организацию и развитие огромное влияние оказывала география. Ямало-ненецкий автономный округ — это северный регион, достаточно сложный для ведения какой-либо предпринимательской деятельности: из-за своей труднодоступности, небольшого рынка (население чуть больше 500 000) и больших расстояний между городами. Открывая своё дело, я даже представить себе не могла, что почти через три года филиалы школы будут присутствовать практически во всех городах нашего округа, в двух крупных городах других регионов – Санкт-Петербург и Волгоград, а также мы выйдем на международный уровень, открыв филиал в городе Бреттен (Германия).
На первом этапе я приобрела пакет методических материалов у другой школы программирования для того, чтобы понять и протестировать вообще идею проекта на нашем маленьком рынке. Но через некоторое время поняла, что программа обучения должна быть другой.
Разрабатывая концепцию своей будущей школы, я делала основной упор на долгосрочное и поэтапное обучение детей, тогда как большинство других школ ограничивались только краткосрочными курсами. Передо мной стояла задача написать такую обучающую программу, которая будет плавно вводить ученика в мир программирования, начиная поиском интересов и заканчивая выбором конкретной IT-профессии. Так появилась линейка курсов, рассчитанная на семь лет обучения и адаптированная для начальной и старшей школы.
В начальной школе у нас обучаются дети от 7 до 12 лет. Они получают навыки программирования через изучение и создание игр. Также они учатся алгоритмически мыслить и презентовать свои проекты.
Программа обучения старшей школы рассчитана на детей от 12 до 16 лет, и она уже является профориентационной: её задача за 4 года погрузить ученика в четыре IT-профессии — гейм-разработчик, веб-разработчик, мобильный разработчик и цифровой дизайнер. Ученики старшей школы обучаются языкам программирования JS, PHP, C#, Java, Kotlin, создают собственные игры, сайты и мобильные приложения.
Такой подход к обучению позволил мне создать школу, в которой дети имеют возможность поэтапно без больших финансовых вложений для родителей, попробовать себя в разных IT-профессиях и выбрать то направление, которое покажется им наиболее интересным. Также у нас есть короткие интенсивы на определённые темы — создание чат-ботов в Telegram, 3D моделирование, анимация и прочее.
Весь образовательный процесс проходит на разработанной нами IT-платформе, которая позволяет ученикам иметь постоянный доступ к базе знаний и своим конспектам.
На открытие образовательного кабинета с современным техническим оснащением мне требовалось порядка ₽1 млн. За инвестициями я решила обратиться к мужу, но на тот период мне удалось получить 170 000 рублей, которые я должна была вернуть. Так я поняла, что планирование «на бумаге» и реальность сильно отличаются.
Я начала искать выход из сложившейся ситуации и обратилась в наш местный бизнес-инкубатор: попросила в аренду компьютеры и кабинет. Имеющихся у меня денег хватило на апгрейд пяти старых компьютеров, которые пылились в серверной, а необходимую мебель (столы и стулья) собирала по соседним кабинетам.
Параллельно с этим я изучала информацию и исследовала рынок школ программирования для детей: ездила в Москву, чтобы перенять опыт столичных предпринимателей, писала в соцсетях владельцам школ, интересовалась у них процессами обучения. Всю полученную информацию я сводила в таблицу и анализировала показатели.
Желание начать своё дело как можно скорее, привело меня к совершению первой ошибки. Для открытия школы я выбрала самый неподходящий для этого месяц — июнь. Как правило, в летний сезон большинство родителей стараются вывезти своих детей в более теплые регионы. Но, несмотря на это, я всё же решила не переносить открытие и приступила к продвижению школы.
Так как денег на маркетинг у меня не было, всё моё продвижение заключалось в том, что я ходила по различным секциям и детским площадкам, где встречала родителей и рассказывала им про свой проект. За лето я набрала своих первых 20 учеников, которые обучились по краткосрочным программам, а уже с сентября начала набор на годовые курсы.
Когда я увидела, что в нашем городе – с населением 30 000 человек – есть спрос на обучение детей программированию, то захотела попробовать свои силы в открытии филиала. Я отправилась на изучение соседнего города Ноябрьск, расположенного в 110 километрах и в три раза больше нашего, где в дальнейшем открыла свою вторую школу.
Ускорить открытие филиала мне помогло то, что я случайно узнала о планах местного предпринимателя запустить в Ноябрьске школу программирования по франшизе одной крупной компании. В итоге я открылась первой, и, основываясь на своём предыдущем опыте, смогла в сжатые сроки сформировать команду преподавателей, а также привлечь большое количество учеников.
При открытии филиала возникли сложности с незнанием города, отсутствием в нём знакомых, которые могли хоть как-то меня сориентировать и помочь в организации школы.
Первыми преподавателями в школе были мои коллеги, с которыми я работала ранее. Зная все их преимущества как специалистов в сфере программирования, я была уверена, что смогу сформировать достаточно сильную команду. Но я не учла одного, что помимо знаний в практической и предметной части, моим коллегам понадобятся ещё педагогические навыки. Этого, конечно, у них не было. После первых своих занятий с детьми в офлайн формате, некоторые из них категорически отказывались от дальнейшего сотрудничества. Причины были разные: от неумения объяснить семилетнему ребёнку сложные вещи простым и понятным для него языком, до осознания, что работа с детьми совсем не для них.
Тогда я решила привлекать преподавателей-программистов из местных школ, но с ними тоже возникли трудности: большая загруженность на основной работе, недостаточный уровень практики, занятость в репетиторстве и прочее.
Всё это привело к тому, что я полностью пересмотрела подход к отбору кандидатов и сформировала для них ряд обязательных требований: знание языков программирования, умение и желание преподавать и учить детей, умение объяснять “сложные вещи” простым языком, опыт работы в сфере образования от 1 года
Как и многие начинающие бизнесмены, на первых этапах я столкнулась с тем, что мне зачастую не хватает знаний, практического опыта. В этом плане мне очень помогло обучение в рамках акселерационной программы “Формула роста”, проводимой СИБУРом и Фондом “Наше будущее” Благодаря менторской поддержке трекеров удалось масштабировать проект и выйти на международный уровень. Одна я на это бы не решилась.
В рамках этого обучения мы протестировали много гипотез, пообщались с клиентами на предмет продуктовых запросов. Очень интересно было обсудить все это с другими предпринимателями, работающими в схожих сферах, но в других регионах.
У каждого оказались свои особенности не только в маркетинговых стратегиях, но и в доступных мерах поддержки. Как раз тогда наша компания занималась получением образовательной лицензии и вхождением в Реестр поставщиком образовательных услуг. Со мной на акселераторе “Формула роста” учились ребята, которые все эти этапы прошли. Обмен опытом очень нам помог в сборе и подготовке необходимых документов.
До пандемии у меня были некоторые взгляды в сторону онлайн-образования, но не было чёткого понимания того, каким образом можно адаптировать под этот формат наш образовательный процесс, чтобы не потерять при этом в качестве. Поэтому я не особо уделяла этому внимание. Даже когда пришло время ограничений, первая мысль была о том, что скоро всё это закончится и мы вновь вернёмся к привычному для нас формату работы. Но пандемия внесла свои коррективы.
Когда стало понятно, что так, как раньше, уже не будет, мне пришлось в режиме нон-стоп перестраивать не только бизнес-модель школы, но и учебные процессы, а также проходить обучение и получать знания в сфере ведения бизнеса онлайн. И как только я начала погружаться во всё это более детально, то смогла чётко увидеть масштабы своих упущенных возможностей по развитию бизнеса. На тот момент я даже представить себе не могла, что рынок онлайн-образования окажется настолько огромным и имеющим куда больше возможностей для масштабирования, чем это было у офлайн-формата.
Конечно же, на сегодняшний день онлайн-образование — высококонкурентный рынок. Существует множество онлайн-школ по обучению детей программированию, которые предлагают как платное, так и бесплатное обучение. Если бы мы заходили на этот рынок сегодня, то нам потребовалось бы привлечение куда больших инвестиций, чем во время пандемии.
Отсутствие знаний работы в онлайне особенно сильно отражалось на маркетинговых расходах. Все наши попытки протестировать различные гипотезы в продвижении онлайн-обучения приводили к достаточно серьёзным финансовым потерям. Это была очень весомая сумма. Если в целом маркетинговый бюджет у нас составлял 15% от оборота компании, то в этот период он вырос до 30-35%.
В дальнейшем мы совершили большую ошибку в финансовых расчётах при планировании бюджета на интернет-маркетинг. Начиная рекламную кампанию, мы опирались на имеющиеся у нас фактические показатели предыдущих расходов, но не учли того факта, что рынок достаточно быстро вырос и ставки изменились практически в два раза. В итоге, чтобы получить необходимый результат, нам пришлось существенно увеличивать рекламный бюджет.
Теперь все наши расчёты мы делаем исключительно с учётом возможного роста, и обязательно закладываем в бюджет определённую сумму на непредвиденные расходы. Что касается прибыльности бизнеса, ежегодный оборот в период с 2020 по 2021 годы увеличился почти в 2 раза. Средняя рентабельность составляет 20-25%. Практически вся чистая прибыль реинвестируется обратно в проект.
В самом начале мы привлекали клиентов достаточно лояльными условиями оплаты — беспроцентная рассрочка (не от банка, а именно от школы), поурочная оплата занятий и постоплата. Таким образом мы рассчитывали привлечь большое количество учеников, но это сработало лишь в краткосрочной перспективе и практически не принесло нам роста финансовых показателей, а даже наоборот — мы сливали рекламный бюджет на привлечение нецелевой аудитории. Почему это происходило? Потому что данные лояльные условия привлекали неплатёжеспособную аудиторию.
Родители брали на себя дополнительную финансовую нагрузку, абсолютно не рассчитывая свои возможности. Особенно это проявлялось на условиях поурочной оплаты, когда у родителей были деньги на одну неделю обучения, а на вторую уже не хватало. В итоге ребёнок делал большие перерывы и терял интерес к занятиям. Некоторые родители считали, что если их ребёнку не понравилось обучаться, то и платить за это не надо, хотя для этого у нас были специальные бесплатные уроки. Таким родителям было сложно объяснить, что мы не бюджетная организация, и каждое занятие несёт для нас расходы: аренда помещения, электроэнергия, оплата работы менеджеров, преподавателей и так далее.
Когда мы только начинали переходить в онлайн (во время пандемии), то привлечение одного ученика обходилось нам порядка 1500-2000 рублей, и это был для нас отличный показатель, сегодня это, конечно, уже обходится в разы дороже.
Ежемесячный рекламный бюджет сегодня составляет порядка 15-20% от выручки школы, так как мы до сих пор находимся в режиме тестирования различных гипотез.
В основном, удержание происходит за счёт грамотно выстроенной продуктовой линейки курсов, рассчитанной на семь лет обучения. Мы очень трепетно относимся к самому процессу обучения, стараемся делать уроки как можно интереснее для самих детей, повышаем их вовлечённость за счёт совмещения разнообразных действий и смены деятельности – теория, практика, игровые механизмы. На каждом уроке ребёнок получает конкретный результат, который мотивирует его двигаться дальше. Дополнительно мы рассказываем и наглядно показываем ученикам что их ждёт на следующем этапе обучения.
У нас очень развита форма обратной связи, которую мы собираем индивидуально практически после каждого занятия. Это помогает нам выяснить, что именно ребёнок не понял из объяснений преподавателя, так как многие дети часто стесняются или боятся сказать об этом во время уроков. Мы бесплатно проводим дополнительные занятия, чтобы каждый ребёнок точно всё понял и не потерял мотивацию.
Также у нас есть накопительная бонусная система для учеников, и ребёнок в конце года может потратить накопленные бонусы на различные призы.
Кандидаты в преподаватели проходят несколько этапов отбора:
Обучение делится на три этапа:
Такой поэтапный отбор даёт возможность более точно привлечь замотивированных и квалифицированных специалистов, которые реально хотят работать, повышать свои навыки и делиться своими знаниями с детьми.
Сегодня мы достаточно серьёзно относимся к этому процессу, дополнительно создавая специальные фонды для основных расходов, на замену/улучшение оборудования и так далее. Особое внимание уделяем сезонному спаду, который приходится на летний период, и формируем на это время финансовую подушку.
В 2021 году я не была готова к развитию франшизной сети. Но ситуация изменилась с приходом партнеров и участию в предпринимательском комьюнити, которое сформировалось благодаря обучению в рамках акселерационной программы “Формула роста”. Удалось увеличить количество преподавателей.
Когда мы открыли филиал в германском городе Бриттен, это было что-то невероятное. Потому что одно дело — разработка методических материалов, а совершенно другое — перевод их на немецкий язык и адаптация под иностранных детей.
Сейчас мы продолжаем работать над линейкой своих курсов, совершенствуем ее, потому что тема IT очень переменчива и гибка. Уже летом 2022 года планируем запустить новые программные продукты.
Сейчас в приоритете — найти средства и переделать образовательную платформу, сосредоточиться на развитии онлайн-направления. Также в ближайшее время планируем заняться упаковкой бизнес-процессов, в первую очередь, для внутренних нужд, в дальнейшем продолжим развиваться по партнерской схеме.