22 сентября 2022
Алёна Дорина из Еманжелинска запустила производство мягкой мебели в Санкт-Петербурге. Она владелица фабрики «Астра», где сейчас работают 52 человека, трое из них — пенсионеры, еще 47 имеют инвалидность из-за ментальных или физических нарушений. Впрочем, на качестве мебели это не сказывается. С недавних пор предприятие поставляет банкетки и кресла в Эрмитаж и Мариинский театр.
Алёна родилась в Еманжелинске, в многодетной семье воспитательницы детского сада и милиционера. С детства занималась домашним хозяйством, была в активе класса и твердо решила, что, когда вырастет — станет социальным работником. Еще в школе Алена загорелась идеей в будущем создать предприятие, где могли бы работать люди с ограничениями по здоровью. Путь к цели был неблизким. После окончания Магнитогорского госуниверситета (Алена выучилась на социального работника) она открыла мебельный магазин. Получив опыт в бизнесе, решила исполнить мечту юности — открыла небольшую фабрику, выиграла первый грант — 784 тысячи рублей. Этих денег хватило, чтобы закупить оборудование и найти помещение.
На фабрике обязанности каждому сотруднику подбирают исходя из индивидуальной программы реабилитации (её прописывают медики), физического и умственного развития — чтобы человек был способен запомнить алгоритм, выполнить задачу, не навредить себе. Если в классическом производстве операцию выполняет один человек, на предприятии Алёны обязанности могут быть поделены. Поэтому все работают в команде, учатся понимать друг друга, принимать чужие особенности и помогать.
— У нас работают мальчишки — у них умственная задержка развития, я их не могу поставить ни на «пистолет», ни на работу с инструментами — даже замотать диван в пленку перед транспортировкой они не могут — не помнят, как и что нужно делать, память слишком короткая. Зато они выполняют физическую работу. А четыре месяца назад пришел молодой человек со второй группой инвалидности, приобретенной — ему как раз нельзя поднимать тяжести и так далее. Я думала, он будет помощником столяра, но теперь он занимается обивкой, а ребята уносят готовую мебель, — рассказывает Алёна Дорина.
К выходу на производство Алёна готовит сотрудников долго — до девяти месяцев. Для этого при предприятии она открыла мастерскую социальной занятости. Там будущие сотрудники привыкают друг к другу, учатся общаться, договариваться между собой. Многим это бывает тяжело по психологическим причинам, некоторым — по физическим. Например, начальник производства Андрей Толстиков поначалу был единственным слабослышащим в коллективе. Чтобы с ним взаимодействовать, всем приходилось писать текст. Теперь мужчина почти всё проговаривает гортанным голосом и его понимают.