15 августа 2023
В России разработан ГОСТ на игрушки, который впервые даст определение всем типам этой продукции. В первой редакции стандарта появится классификация этих товаров: по возрасту, виду деятельности, применяемому сырью и так далее. В Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) считают, что документ лишит производителей возможности обходить обязательные требования. Сейчас недобросовестные производители называют игрушки сувенирной продукцией и игнорируют нормы по их безопасности и качеству.
В РФ появится ГОСТ на игрушки, профильный технический комитет по стандартизации уже подготовил первую версию документа — речь идет о терминах и определениях для детских изделий. «Известия» ознакомились с проектом. Так, в документе говорится, что игрушка — это изделие или материал, которые предназначены для детей в возрасте до 14 лет. Более того, документ предусмотрел 48 типов такой продукции с определениями. Среди них, например, игровой набор, игрушка магнитная, летающая, мячик, игрушка с пистонами и многое другое.
Также эксперты разработали несколько классификаций для этих товаров. Например, игрушки можно подразделить по возрастной группе: младенчество, раннее детство, дошкольное, младшее школьное и подростковое, то есть до одного года и до 14 лет. Кроме того, продукцию делят по таким группам, как вид деятельности (физическая, интеллектуальная и так далее), воспитательное назначение (развитие движений и восприятий, силы, ловкости и так далее), по виду применяемого сырья (пластмассовые, металлические, деревянные, резиновые и так далее) — всего более 20 категорий.
Эксперт подчеркнула, что этот рынок строго регулируется. Например, компании должны исполнять требования технического регламента о безопасности и качестве таких товаров. Но так как в стране нет понятийного аппарата, эти нормы можно обходить. Часть недобросовестных предприятий лавирует. Так, в частности, было с иностранными производителями, которые изготавливают игрушку Хагги-Вагги. Производитель определял ее как сувенирную продукцию, это позволило ему не исполнять все обязательные требования законодательства.
— Чтобы предприятия соблюдали все нормы, в отрасли следует определить основные термины. Это позволит идентифицировать продукцию и исключить тех, кто ищет обходные пути, — пояснила Антонина Цицулина.
В Роскачестве «Известиям» напомнили, что по итогам прошлогоднего исследования игрушек Хагги-Вагги, организация обнаружила массовые и системные случаи нарушений требований. Так, абсолютное большинство изделий оказались токсичны и небезопасны для детей. Помимо прочего две трети товаров не имели обязательной информации на маркировке.
— Эксперты выяснили, что продукцию реализовали не как детские игрушки, а как сувенирные товары. Таким образом, они не попадали под действие технических регламентов. По итогу исследования Роскачество предложило ужесточить требования маркировки изделий, — отметили в организации.
Тогда специалисты организации выступили за маркировку подобных товаров специальным значком — то есть указывать, что их создали как сувениры, и использовать такую продукцию могут подростки старше 14 лет.