+7 3842-75-17-09
Логотип

14 ноября 2023

Оценка социального воздействия в соцпредпринимательстве: новый тренд или далекое будущее

Эксперты рассказали о том, как измерить эффективность соцбизнеса и почему финансовые показатели нельзя брать за основу.

Определиться с общим термином 

Участники IX конференции Ассоциации специалистов по оценке программ и проектов в социальной сфере, которая прошла 17-18 октября в Москве, попытались разобрать, из чего состоит оценка деятельности соцпредпринимателей и чем конкретно она определяется.

Для начала должен быть общий термин и понимание того, что это такое. Например, в исследовании, проведенном специалистами фонда «Культура благотворительности» для Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» и Коалиции поддержки социального предпринимательства, авторы попытались выяснить, как определяется социальное воздействие в разных организациях и странах. Несмотря на разные подходы и инструменты, за рубежом сохраняется единство в понимании социального воздействия. Но в нашей стране пока его нет, многие предприниматели опираются лишь на финансовые показатели, а это совсем не то, считают эксперты.

По мнению исполнительного директора фонда «Наше будущее» Юлии Жигулиной, социальным предпринимателям стоит поучиться у некоммерческого сектора в этой сфере. НКО лучше знают, как провести свою социальную миссию через теорию изменений и показать, используя доказательный подход, обоснованность деятельности в своих годовых отчетах.

Именно у некоммерческих организаций есть опыт и умение собирать доказательства эффективности своей деятельности в работе с благополучателями и другими заинтересованными сторонами, в том числе с Фондом президентских грантов, ресурсными центрами или региональными фондами поддержки. 

«НКО прекрасно понимают, чье качество жизни они меняют, и тенденции этих изменений — это уже не тренд, а устоявшаяся практика, — утверждает Юлия Жигулина. — Теперь нужны инструменты, которые могли бы такую практику унифицировать для всех сфер и снизить трудозатраты на оценку». 

Директор управляющей компании проектов социальных инвестиций «Фабрика позитивных изменений» и Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимир Вайнер тоже считает, что сепарировать подходы к оценке работы соцпредприятий и НКО нет смысла. В качестве успешного примера он привел IT-сервис «Ядро», разработанный фондом «Нужна помощь» для более эффективной работы некоммерческих организаций и благотворительных фондов. С помощью «Ядра» можно автоматизировать часть административной рутины, создавать понятные отчеты, анализировать сборы и планировать свою работу, основываясь на имеющихся данных. Такую же систему, по мнению Вайнера, можно сделать и для соцпредпринимателей. 

Модель оценки

Изучив подробно практики оценки воздействия соцпредпринимательства в разных странах, команда «Фабрики позитивных изменений» совместно со специалистами из разных сфер бизнеса и НКО разработала и внедрила свою модель. Она состоит из трех блоков: теории изменений, степени вовлеченности и экономической устойчивости.

Теория изменений, по мнению экспертов, — основа оценки социального воздействия. Это ключевая часть заявки на любой грант — как было и как стало, что и как изменилось. Вовлечение в социальную жизнь — здесь важна доказательная база, вопрос обоснованности — почему кажется, что для этой проблемы найдено решение. Экономическая устойчивость — в ней должны быть прописаны текущая ликвидность и финансовая устойчивость. 

«По такой модели результаты оценки можно будет предоставлять инвесторам для финансовой поддержки предприятия», — считает Владимир Вайнер. 

Алексей Маслов, директор департамента развития социального предпринимательства Фонда поддержки социальных проектов, в свою очередь, напомнил, что пока и инвесторы (крупный бизнес и государство) не совсем понимают, как оценить социальный эффект предприятия. Общий аспект всех, кто выдает гранты, обычно стандартизирован и относится к бизнес-показателям предприятия. Если и оценивается социальный эффект, то он оценивается субъективно. Все из-за того, что нет общих терминов и четко прописанных определений. 

«Оценка социального воздействия пока не дает преимуществ для проекта в соцбизнесе. Скорее, это исключение, чем правило, но она дает предпринимателям умение коммуницировать для привлечения сторонников и партнеров, — говорит Маслов. — Поскольку она не обязательна и себестоимость ее высока, мы видим от этого невысокую распространенность. Многим не понятно, зачем, поэтому нужно время для осознания. Но все равно спрос есть, от этого есть и тренд».

В завершение дискуссии Юлия Жигулина подчеркнула, что еще предстоит большая работа, чтобы переформатировать сознание бизнес-сообщества, хотя спрос на оценку социального воздействия звучит уже со стороны федеральных органов власти.

«Они понимают, что, когда выдаются гранты под проект, нужно следить за эффективностью использования бюджетных средств. А это удовлетворенность человека. Поэтому появляются какие-то метрики по измерению качества жизни различных целевых аудиторий», — подчеркнула эксперт. 

Источник

Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на Телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»