+7 3842-75-17-09
Логотип

20 июля 2020

“Гордость вместо стеснения”: как бизнес меняет жизнь людей с инвалидностью

Портал “Будущее России. Национальные проекты” поговорил с предпринимателем из Ярославля, который первым в России начал при помощи 3D-печати производить дизайнерские накладки на протезы и доказал, что даже такая непривлекательная, на первый взгляд, вещь может стать стильным аксессуаром, а не поводом для смущения

По данным Минздрава России, ежегодно в стране около 72 тыс. человек проходят через ампутацию нижней конечности — в основном из-за травм и последствий различных заболеваний. Для последующей активной жизни большинство людей заказывают себе протез и заново учатся ходить. Портал “Будущее России. Национальные проекты” поговорил с предпринимателем из Ярославля, который первым в России начал при помощи 3D-печати производить дизайнерские накладки на протезы и доказал, что даже такая непривлекательная, на первый взгляд, вещь может стать стильным аксессуаром, а не поводом для смущения.

Житель Ярославля Дмитрий Стенько на протяжении последних четырех лет занимается услугами 3D-печати. Как это устроено? Если коротко: 3D-принтер использует метод послойного наплавления, создавая любой реальный объект по придуманной на компьютере трехмерной модели. Таким образом можно напечатать почти все: от деталей для космической техники, конструкций для возведения жилого дома до продуктов питания. Сегодня 3D-печать особенно востребована в медицине: при помощи этой технологии можно воспроизводить высокоточные трехмерные модели человеческих органов, а также некоторые имплантаты.

Стенько поначалу не задумывался об этом и выполнял “традиционные для города” заказы на производство различных деталей оборудования для станков, авто- и мототехники. Но два года назад “особенный заказ” определил дальнейшее становление бизнеса Дмитрия и даже его “личную жизненную миссию”. В 2018 году к нему обратился местный житель с просьбой сделать косметическую накладку для протеза ноги. Заказчик уверял, что за рубежом печать косметических накладок для протезов на 3D-принтерах “вполне обычная практика”.

“А вот в России на тот момент ничего подобного не было. Для меня тогда стало удивительным, что никто до сих пор этим не занялся”, — вспоминает предприниматель.

Нет ничего невозможного

Стенько признается, что, несмотря на сомнения из-за отсутствия профильного опыта в изготовлении таких накладок, за заказ все-таки взялся. Дмитрия тронула история заказчика: тот вел активный образ жизни, занимался спортом, был в курсе мировых трендов рынка протезов. Такая позиция не могла не вызвать уважения у предпринимателя.

“Многие вынуждены скрывать протез под одеждой, но все равно при движении ткань открывает неэстетичную металлическую конструкцию. У окружающих, конечно, это вызывает странную реакцию. И от этого люди, перенесшие ампутацию, испытывают дискомфорт. Поэтому косметические накладки способны сильно облегчить жизнь, как минимум, чисто психологически”, — отмечает Дмитрий.

Заказ первого клиента представлял собой достаточно простую накладку — “полностью черный цвет и квадратные узоры”.

“На первый взгляд, в его запросе не было ничего невыполнимого. С инженерной точки зрения необходимое оборудование у нас было. Не хватало только опыта и понимания, как это делать, потому что зарубежные компании, единственные, кто занимался изготовлением таких накладок на тот момент, держали свои технологии в строжайшем секрете. Но команда все равно не испугалась взяться за эту нетривиальную разработку и выполнила заказ”, — вспоминает предприниматель.

Архив Дмитрия Стенько

Спустя два месяца косметическая накладка была готова. Она могла выдерживать в том числе силовые нагрузки в спортзале благодаря материалу — ударопрочному полистиролу.

“При первой примерке оболочка для протеза подошла идеально. Так я внезапно понял, что через свой бизнес могу решать важные социальные задачи, за которые до сих пор никто в стране у нас не брался”, — говорит Дмитрий, отмечая, что “себестоимость косметической оболочки для протеза составила 5 тыс. рублей”.

Сделать свое

В том же году предприниматель, “вдохновленный своей первой работой”, основал стартап по производству косметических накладок на протезы под названием CСOVER (contour cover, что в переводе с английского означает “контурное покрытие”. — Прим. ред.). Тогда же Дмитрий подал заявку в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), чтобы запатентовать конструкцию своего “контур-кавера”.

“Мы поставили перед собой цель показать, что даже если у человека металлическая труба вместо нижней конечности, ее можно сделать похожей на современный гаджет, который даст человеку повод для гордости вместо стеснения”, — говорит предприниматель.

Чтобы понять, насколько разработка перспективна, Дмитрий решил принять участие в ежегодном хакатоне центра поддержки социальных инновационных проектов “Технологии возможностей” (форум для разработчиков, во время которого специалисты из разных областей коллективно решают какую-либо проблему, важную для общества. — Прим. ред.).

“На хакатоне мы заняли второе место и выиграли 50 тыс. рублей на дальнейшее развитие проекта. Так, теперь уже и на официальном уровне, мы стали первой компанией, которая взялась в России решать эстетические проблемы людей, носящих протезы”, — делится успехом предприниматель.

После участия на стартап обратил внимание один из крупнейших реабилитационно-ортопедических центров в России “Орто-Космос”. В центре предпринимателя подробно ознакомили с технологией изготовления протезов и посоветовали поработать над упаковкой продукта — подобрать соответствующий дизайн, разработать каталог, чтобы “по-взрослому” выходить на рынок.

Предприниматель Дмитрий СтенькоАрхив Дмитрия Стенько

Быть социально ориентированным — значит быть лучше

Для дальнейшего развития Дмитрий вложил в проект еще 200 тыс. рублей собственных сбережений и начал подавать заявки на профильные гранты, а также прошел обучение в бизнес-инкубаторе от сообщества социальных предпринимателей Impact Hub.

“Нам дали отличного куратора — бизнес-тренера Екатерину Соколенко. С ней мы прорабатывали маркетинговую составляющую проекта, анализировали аудиторию, планировали рекламные кампании и каналы продаж. По итогам нашей работы мы уже сделали каталог продукции, создали соцсети, сайт и тогда же получили первые пять заказов. Защищать проект поехали в Москву. По результатам выступления получили одно из первых мест и грант в размере 130 тыс. рублей, а также поездку на фестиваль European Youth Award (общеевропейский конкурс для молодежи, предпринимателей и стартапов, создающих цифровые проекты с целью улучшения общества. — Прим. ред.), который проходил в Австрии”, — рассказывает Дмитрий.

Обучение помогло предпринимателю понять: преимущество его компании в том, что они могут сделать индивидуальную накладку по любым, даже самым необычным, пожеланиям клиента.

“Хочешь — в стиле Железного Человека (супергерой американских комиксов и фильмов. — Прим. ред.), хочешь — с изображением акулы с открытой пастью, или с пламенем, или с любыми другими фантазийными узорами”, — отмечает Стенько.

Дмитрий добавляет, что большая часть клиентов, тем не менее, предпочитает накладки “без броских рисунков, а телесного оттенка или с текстурой карбона”.

“Они, как элемент хорошего базового гардероба, обладают максимальной сочетаемостью со всей одеждой”, — отмечает предприниматель.

Архив Дмитрия Стенько

Модный тренд

Дмитрий признается, что с момента начала работы в новой для себя отрасли стал замечать: накладки на протезы сегодня — не камуфляж, а еще и модный тренд.

“К некоторым из наших клиентов стали присматриваться представители рекламного бизнеса. Так, на наши снимки, публикуемые в социальных сетях, начали обращать внимание. Например, мы опубликовали фото с нашим заказчиком — молодым человеком по имени Никита, где он позирует в шортах, уверенно демонстрируя металлическую накладку на протез. У нас стали просить контакты, и мы только рады, если у парня сложится карьера в модельном бизнесе и мы станем видеть в рекламе больше людей, не стесняющихся своих протезов”, — отмечает Дмитрий.

Предприниматель подчеркивает, что поскольку клиенты компании — это люди с ограниченными возможностями, всю работу команда делает удаленно. Заказчики присылают на почту эскизы, фото и видео, а также замеры своего протеза и пожелания. И уже в течение трех–четырех недель получают свою накладку курьерской доставкой до дома.

“Без короны”

Говоря о влиянии эпидемии нового коронавируса на свой нынешний бизнес, Дмитрий отмечает, что заказы принимались онлайн “в прежнем режиме”, производство не останавливалось, а материалы в нужном количестве были на складе. Продажи лишь немного упали в апреле, а “с мая по июнь вышли на прежний уровень” — около пяти штук в месяц.

“Но тем не менее нам надо выйти на окупаемость, а для этого нужно изготавливать 20 накладок в месяц или повышать цену. Сейчас цена на накладки начинается от 14 тыс. рублей в зависимости от сложности заказа, в то время как разработки западных компаний стоят от 40 тыс. рублей. Мы находимся только в начале пути с нашим социальным проектом и практически не зарабатываем на нем, но миссия здесь важнее денег”, — говорит Дмитрий.

Соцбизнес — относительно новое явление в сфере российского предпринимательства. Его определение как отдельной категории бизнеса официально появилось в России только прошлым летом, после того, как в июле 2019 года президент подписал закон, который вводит в стране понятия “социальное предпринимательство” и “социальное предприятие”. Развитие и поддержка этого сектора также входят в национальный проект “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы”.

Стенько отмечает, что самые эффективные из тех мер господдержки, которые предлагаются соцбизнесу в России, — это арендные и налоговые льготы и, конечно, “живые деньги” — финансовые субсидии.

В дальнейших планах Дмитрия — объединение усилий с крупной протезно-ортопедической компанией, чтобы сразу предоставлять протез вместе с косметической накладкой.

“У нас планировались на весну более серьезные переговоры по объединению, но с учетом пандемии все пока перенеслось. В любом случае мы на правильном пути, ведь сегодня мы поддерживаем людей с инвалидностью, делая массовый продукт, доступный для всех”, — заключает он.

Юлия Ермилова, Анна Садова

Источник