08 июля 2021
В чем заключаются причины, каковы преимущества, риски и перспективы «токенизации» современного искусства? Эти вопросы обсуждались на IPQuorum-2021: Tech for Content*, прошедшем в Технопарке Инновационного центра «Сколково» в конце апреля. Представляем три точки зрения на тренд — от специалиста по технологии блокчейн, криптоэнтузиаста и художника, создающего цифровые объекты.
NFT* на данный момент — чистый хайп (резкая популярность — прим. ред.). Впрочем, все новое начинается с хайпа, и требуется время, чтобы «пена» улеглась, а хайп перешел бы в здоровое русло. Чем больше людей выйдут на этот рынок, совершат ошибки, быстрее научатся и станут осторожнее в сделках, тем лучше. Ну а высокий уровень нынешнего хайпа в этой сфере во многом объясняется тем, что владельцы криптовалют пожелали инвестировать сюда миллионы, появившиеся резко и ниоткуда. Их можно понять: офлайн-приобретения сопряжены с рисками и большими затратами. Иное дело покупка цифрового актива: одно нажатие кнопки на смартфоне — и ты счастливый обладатель виртуального объекта искусства. Раскруткой NFT-продаж также занимаются коллекционеры, владельцы аукционных домов и художники. Такие профи работают на то, чтобы стоимость цифровых активов год от года росла. Иначе какой прок от инвестиций?
Понятно, что для коллекционеров и вчера, и сегодня важен сам факт владения предметом искусства, и в этом смысле цифровой актив лучше офлайнового: не требуется поддерживать специальные климатические условия, платить охране, проводить реставрации и т. д. Онлайн-коллекционирование — это владение в самой что ни на есть чистой форме. Но сейчас ситуацию можно сравнить с айсбергом, большая часть которого скрыта под водой. Пока получается, что владелец цифрового шедевра имеет ссылку на объект, хранящий где-то в сети, но теоретически его собственность можно скачать и опубликовать — NFT ведь находятся в открытом доступе.
Прежде с проблемой удостоверения подлинности и принадлежности произведений неплохо справлялись сертификаты с цифровыми подписями. И даже мысли ни у кого не возникало, что можно было бы продать какую-то веб-страницу за десятки миллионов долларов. Все изменили легкие большие криптоденьги, с одной стороны, и развитие децентрализованных платформ, с другой. Онлайн-система сертификации базируется на группе централизованных удостоверяющих площадок. Теперь же появилась возможность сделать процесс децентрализованным. Неудивительно, что процесс развития децентрализованных платформ начали с денег. При этом я хотел бы разграничить понятия «децентрализация» и «криптовалюта», «блокчейн». Последние два несут на себе негатив спекулятивных ожиданий последних лет. Технологическая ценность большинства существующих на сегодняшний день криптовалют — ноль, так как все они — клоны друг друга. На горизонте нескольких лет часть из этих проектов потеряет свою ценность. Но децентрализация — это составляющая нового технологического уклада, в который человечество пока не вступило, но уже на пороге. В финансовой сфере люди от приверженности к одной валюте перейдут на множественность ценностей. Думаю, это породит большие проблемы для регуляторов всего мира. Что ж, не в первый раз человечество сталкивается с технологиями, с которыми не знает, что делать.
«В финансовой сфере люди от приверженности к одной валюте перейдут на множественность ценностей».
Сейчас главная проблема развития рынка цифрового искусства заключается в отсутствии юридической базы. Нет даже намека на то, что кто-то из игроков на этом рынке предпринял попытку провести юридически корректную сделку по NFT. В какой юрисдикции действует договор продажи цифрового актива, какой арбитраж к нему применим? Масса вопросов, способных свести с ума не одну юридическую фирму. Пока получается, что покупатель переводит свою криптовалюту непонятно за что и без каких-либо гарантий. Возникают многочисленные «а что, если» — например, если автор поменяет один пиксель и продаст результат как новое произведение?
Со временем цифровое коллекционирование обрастет нужной правовой базой, появятся площадки, где будут предлагаться договоры, «зашитые» в блокчейн. Любая цифровизация может упростить процессы доказательства принадлежности интеллектуальной собственности. Но новые цифровые инструменты пока не меняют основ системы, в которой задействованы. Ведь NFT не нужны, чтобы доказать авторство или принадлежность того или иного цифрового актива: любое действие в сети можно идентифицировать уже давно. Как поменяется право собственности на рисунок, если кто-то «навесит» на его скан цифровую подпись? Ответ: никак. И система не изменится до тех пор, пока децентрализованные платформы не заработают в полную силу.
На рынке NFT лично я жду одного события, которое считаю крайне важным в деле слияния двух миров — онлайн и ончейн. Это появление игровых NFT. Есть очевидный запрос рынка на создание игр, куда можно прийти со своими персонажами, оружием и т. д. Пока разработчики держат паузу, число геймеров, имеющих на руках прокачанные артефакты, растет год от года. И им все больше хочется опробовать свой арсенал на новой площадке, применить в состязании с другим геймером и его артефактами. Я уверен, что будущее NFT — за играми, принимающими токенизированные артефакты. Это станет одним из наиболее грамотных примеров использования децентрализованной технологии: игровой артефакт в этом случае перестанет быть привязан к одной игре и станет неповторимым. Одновременно возникнет целый рынок по обмену и прокачке подобных NFT-артефактов, персонажей, оружия и т. д. Сегодня мы лишь в начале процесса, рассчитанного на десятилетия вперед.
Когда я рассказываю людям, далеким от этой темы, суть NFT и инвестиций в них, то беседа обычно заканчивается вопросом: «Получается, мы покупаем ничто?» В каком-то смысле они правы. Сегодня ценность многих NFT-активов выглядит неоднозначно. Но вспомните, что еще 10 лет назад и биткоин в глазах широкой общественности выглядел так же. И в 2009 году за 5050 биткоинов было заплачено всего $5 (около 160 руб.), а сегодня за один биткоин дают $55 000, или 4,19 млн рублей.
Как появляются NFT? Здесь нет никаких чудес. Допустим, вы создали некий цифровой арт-объект — картину, трек, фото и т. д. Дальше нужно зарегистрироваться на специальном маркетплейсе, закачать туда этот объект, дать описание и указать цену. Как только вы нажимаете кнопку «создать», исполняется программный код, и у объекта появляется уникальный адрес в блокчейне. Вот и вся магия.
«Для оценки проекта важно проанализировать биографии разработчиков, партнеров и работающие решения, где использована данная технология».
В целом маркетплейсы стараются верифицировать пользователей, сопоставляя их профиль на площадке с аккаунтами в социальных сетях, — это позволяет бороться с подделками. По крайней мере до какой-то степени. Если говорить о произведениях цифрового искусства, то более-менее полную гарантию подлинности может дать, вероятно, только солидный аукционный дом. В любом случае инвестиции в NFT сродни игре на бирже и предполагают изрядную долю веры, как и в случае с криптовалютами.
Стать инвестором в цифровое искусство сравнительно несложно. Например, зарегистрировавшись на Binance, где можно с помощью рублевой кредитки купить токены. Главное — продумать, в какой проект вложиться. Для оценки проекта важно проанализировать биографии разработчиков, партнеров и работающие решения, где использована данная технология. Если речь о маркетплейсе, то нужно посмотреть, каких художников и знаменитостей они планируют привлекать. Такого рода проекты, с солидными и известными участниками, как правило, хорошо растут сразу после старта. Подчеркну, что все это не инвестиционные советы, как принято добавлять после подробного рода заявлений.
Цифровыми произведениями сегодня уже никого не удивить, но это не означает, что таким арт-объектам грош цена. Когда-то парижская публика возмущалась полотнами, выставленными в 1874 году в бывшей мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинов, а журналист Луи Леруа даже обозвал новое течение в живописи «импрессионизмом», то есть «впечатлизмом». Все они ошиблись, посчитав эксперимент неудачным, — потомки оценили работы импрессионистов в миллионы.
Да, рынок цифрового искусства в настоящий момент еще весьма и весьма дикий. Хотя NFT удостоверяет право собственности, и вся сеть видит, кто продавал и кто покупал, ничто не мешает любому пользователю скопировать понравившееся ему онлайн-произведение. Или самому художнику создать копии уже проданного уникального произведения и выставить его еще раз. Сделать это проще простого — достаточно зарегистрироваться на другой площадке и загрузить туда свою работу. Готово! Конечно, это рано или поздно может стать известно, но максимум, что грозит продавцу в таком случае, — понижение его реноме, равно как и доверия, а стало быть, падение цены его работ. Впрочем, это уже немало.
Считается, что NFT — это диджитал-искусство, то есть для его создания требуется цифровой инструмент. Вроде как к тому обязывает электронная среда. Но, на мой взгляд, объектом диджитал-искусства может стать и оцифрованное офлайн-произведение. Например, картина известного художника, находящаяся в некоем хранилище, получает цифровой сертификат в виде NFT, который и участвует в процессе купли-продажи, тогда как само полотно не трогается с места. Зато благодаря NFT о сделке знают все, и новый владелец картины также будет известен.
«Вероятность заработать на современном искусстве выше, чем на классическом».
Привлекательность NFT-активов сводится к легкости совершения сделки (можно приобрести цифровое произведение искусства, не выходя из дома) и колебанию цен. Это большая лотерея, шансы выиграть в которой не так уж и малы. Если покупать не бездумно, а потратить время на анализ рынка, почитать об авторе, посмотреть число его подписчиков, предыдущие работы и цены на них, то можно самостоятельно понять: есть шансы у произведения вырасти в цене со временем или нет. Вероятность заработать на современном искусстве выше, чем на классическом. Ценность классики неоспорима, но она изначально высока и не растет столь же быстрыми темпами, как стоимость еще вчера малоизвестного художника. К тому же традиционные полотна надо хранить при определенных условиях, и стоит это недешево. Классика хороша для сохранения капиталов, новое искусство — для их создания. Конечно, для последнего требуются усилия.
Для художников NFT — это расширение аудитории и одновременно способ монетизации своих умений. В цифре продать легче, чем в офлайн-мире, как минимум из-за отсутствия сложностей с логистикой. Самые популярные маркетплейсы работают на сети Ethereum, потому за создание своих NFT понадобится заплатить комиссию в эквиваленте $100 (около 7400 руб.) и больше. Тем и интересны новые сети, например Free TON, где стоимость аналогичных действий составляет всего несколько центов. Зарегистрировавшись на площадке, оплатив комиссию за развертывание смарт-контракта, можно смело выставлять работу, назначать ей желаемую цену. Последняя ограничена исключительно фантазией автора. Но гарантий того, что у вас по такой цене найдется покупатель, никто не даст. Все зависит от социального капитала продающего: Бэнкси может ставить миллионный ценник, а начинающий художник должен быть скромнее. Цена, кстати, выставляется в токене той сети, на технологиях которой работает данный маркетплейс.
С другой стороны, легкость NFT-пути приводит к тому, что на рынке оказывается слишком много малоизвестных и не всегда талантливых авторов. В целом это нестрашно — настоящие таланты все равно пробьются, а вот покупателям придется стать внимательнее и активнее, чтобы не упустить талант в самом начале его карьеры. Чуть зазевался — и стоимость NFT-актива резко возросла, поезд ушел. Кто бы мог подумать еще пять лет назад, что работа Beeple будет оценена на Christie’s (аукционный дом — прим. ред.) в десятки миллионов долларов? Лотерея цифрового мира максимально соответствует тому, что большинство из нас подразумевает под понятиями «удача» и «счастливый случай». Но надо помнить, что шанс не дается дважды, и нужно торопиться.
Разумеется, за $5 (около 370 руб.) оцифрованного Ван Гога или Бэнкси не купить, но можно приобрести, например, какую-то картину, выпущенную тиражом в 100 экземпляров. Или малоизвестное произведение малоизвестного автора. Кто знает, может, завтра он станет популярен? Или какой-нибудь мем — их сейчас немало продается. Но надо быть реалистом: нигде — ни в офлайне, ни в онлайне — за совсем малые деньги гарантированно приобрести что-либо стоящее не получится. Только если очень повезет.
* NFT (Non Fungible Token) — невзаимозаменяемый токен
* Возрастное ограничение 16+