05 марта 2020
Когда технологии берут на себя выполнение рутинных задач, а искусственный интеллект обрабатывает информацию в разы быстрее человека, важнейшей способностью, которая не потеряет свою ценность при трансформации рынка, остается способность креативно мыслить. Разве не прекрасно было бы иметь возможность подчинить себе воображение, научиться подключать творческую энергию к решению проблем и не ждать моментов озарения? Наука доказывает, что это возможно и доступно каждому при надлежащей тренировке.
С помощью определенных когнитивных техник и инструментов можно развить творческое мышление, умение видеть необычное в обычном и простое в сложном. Оксана Пикулева в своем онлайн-курсе «Креативное мышление в бизнесе» предлагает рассмотреть креативное мышление как «управляемую мыслительную деятельность с целью выработки нестандартных решений сложных бизнес-задач».
Автор курса — доктор психологических наук, преподаватель программ MBA и Executive MBA Высшей школы менеджмента СПбГУ — стремилась собрать и структурно представить всю имеющуюся информацию о техниках креативного мышления. Для этого автор два года участвовала в разных тренингах и изучала программы по креативности, чтобы понять, какие инструменты наиболее эффективно помогают менеджерам принимать оригинальные и нестандартные решения.
Ранее курс был доступен только слушателям программ Executive MBA, сейчас же он открыт для всех желающих. В нем представлены основные виды креативных методик (вопросные, аналитические, ассоциативные и метафорические), в рамках этих видов рассматриваются 15 индивидуальных/командных техник и 4 крупные креативные методологии (ТРИЗ, латеральное мышление, дизайн-мышление и CRAFT).
Ниже мы рассмотрим некоторые из техник, которые помогают стимулировать личную креативность, а пока разберем сам процесс. Все творческие решения могут быть найдены двумя путями: первый (при помощи которого было сделано большинство научных открытий) — это инсайтный способ, а второй — алгоритмический, с его помощью можно значительно расширить свой личный диапазон нетривиальных решений.
Индивидуальная креативная сессия должна начинаться с четкой формулировки задачи. Когда цель определена, можно приступать к сбору информации. На этом этапе нужно просмотреть и проанализировать то, что уже было сделано по вашей теме/проблеме. Желательно пропустить через себя как можно большее количество материала, чтобы обеспечить так называемый эффект насмотренности. Следующая ступень — синтез полученной информации, генерация идей. Как считает автор, креатив рождается на стыке чужих идей и при их неожиданных сочетаниях. Важное условие — разрешить себе войти в состояние блуждающего ума, расслабиться после этапа концентрации и на какое-то время не думать о задаче, возможно, переключиться на другой вид деятельности. Здесь нам еще может помочь инсайтный подход «Автобус, кровать, ванна». Часто именно на этом этапе совершается «креативный прыжок». Четвертый шаг — отбор из всего пула идей наиболее жизнеспособных решений для реализации. И это первый этап, на котором можно позволить себе критично и реалистично взглянуть на возникавшие мысли. В случае, если поиск решений происходит в рамках бизнес-процесса, возникает пятая ступень — презентация и защита своей идеи.
Для того чтобы наши креативные сессии (личные или командные) проходили эффективнее, мы можем использовать различные техники для стимулирования т. н. нешаблонного мышления. Каждый может собрать свой личный «набор любимых инструментов», позволяющих находить нестандартные решения. Среди них могут быть:
— вопросные техники, к которым относится, например, обманчиво простой с виду метод Q-шторминга Редьярда Киплинга «5W1H». Если вам нужно решить какую-то непростую задачу, вы можете последовательно прийти к этому благодаря схеме постановки вопросов в режиме 5W — «Что? Когда? Где? Почему? Кто?» и 1Н — «Как?», подбирая к каждой позиции не менее 5 вопросов, начинающихся с соответствующего вопросительного слова.
— аналитические техники, позволяющие расширить мыслительные коридоры. Среди них одним из наиболее эффективных является метод «TRANSFORM» Дж. Айана и Д. Берга. Он предлагает конкретный перечень из 36 глаголов-действий в виде таблицы. При пользовании таблицей «TRANSFORM» рассматривайте ячейки в любом порядке и применяйте действия по одному для решения своей проблемы. Если какое-то слово натолкнет вас на мысль, запишите ее; если нет — переходите к другому слову. Работайте, пока мысли не закончатся. Например, вы решили увеличить объем продаж вашей компании на 10%. Таблица может навести на следующие идеи: снизить цену, чтобы увеличить число заказов, увеличить премиальные, избавиться от старых акций, перенести заказы следующего квартала на текущий, упростить оформление бумаг, чтобы поощрить заказчиков покупать больше, наладить сеть связей и т. д.
— ассоциативные техники, среди которых одной из самых популярных является метод фокальных объектов Чарльза Вайтинга. Как и другие техники этой группы, он имеет свой собственный четкий алгоритм мыслительный действий:
Выбрать объект, который надо изменить (фокальный объект).
Сформулировать цель изменения.
Назвать несколько случайных объектов.
Составить перечень признаков и свойств этих случайных объектов.
Найденные признаки и свойства перенести на фокальный объект.
Оценить полученные идеи и выбрать из них наиболее полезные для реализации.
— метафорические техники, которые выводят нас за грани привычного мышления и помогают находить порой самые неожиданные идеи. Метафорические техники очень многочисленны, но одной из самых популярных является метод латерального мышления «6 цветных шляп» Эдварда де Боно, позволяющий последовательно включать и переключать 6 разных режимов мышления. Также можно вспомнить метод «трех мыслительных стульев» Уолта Диснея. Его суть — в открытии иного угла зрения на проблему, когда вы представляете себя последовательно в трех ролях: мечтатель — ЧТО (будущее), реалист — КАК (настоящее) и критик — ЗАЧЕМ (прошлое). А затем анализируете результаты своей креативной сессии и отбираете нужные вам идеи.
Все приведенные техники часто работают в полной связке друг с другом, их действие трудно разделить, поэтому настоящее креативное мышление постепенно становится межпредметным и метадисциплинарным.
Для тех, кто хочет получить остальные инструменты и советы по развитию креативности и приобрести полное представление о творческом мышлении, доступен полный курс Высшей школы менеджмента СПбГУ. Программа состоит из двух блоков:
— управление личной креативностью и
— управление командной креативностью.
В первом блоке рассматриваются нейронаучные подходы к креативности, ментальные шаблоны, коридоры мышления, модели нестандартного мышления, техники развития личной креативности и другие темы. В частности, одна из самых увлекательных тем в этом модуле — это анализ мыслительных моделей гениев, которые мы можем примерить на себя и попробовать помыслить в их парадигме. Во второй части речь идет об инновациях в бизнесе, создании стимулирующей среды в команде, креативном процессе в группе и рассматриваются четыре крупные креативные методологии: ТРИЗ, латеральное мышление, дизайн-мышление и CRAFT.