– Василий, расскажите, пожалуйста, о вашем бизнесе. Как вы к нему пришли?
– У меня за плечами – более 15 лет управления в сфере IT, я основатель группы компаний «Твинс». В настоящее время руковожу развитием продуктов для цифровизации машиностроения в компании «Цифра».
Технический вуз я окончил в Смоленске, аспирантуру оканчивал уже в Москве. Параллельно с учёбой в аспирантуре устроился в компанию, которая занималась интернет-маркетингом. На тот момент разница зрелости заказчиков между Смоленском и Москвой была колоссальной. В Москве клиенты понимали, для чего им нужен сайт, и платили за работу намного больше региональных заказчиков. В этой компании я быстро продвинулся по карьерной лестнице и дошёл до руководителя отдела.
Потом начался кризис, цены на услуги резко упали. Мы стали прорабатывать «бюджетные» решения для малого бизнеса. В Москве эта идея не получила популярности, и я реализовал её в Смоленске, открыв компанию «WebCanape».
Мы полностью переориентировались на малый бизнес, фактически построив конвейер по разработке сайтов. Такой подход помог резко снизить себестоимость разработки и увеличить скорость выполнения заказов.
Наше предложение из-за сочетания цены, качества и скорости изготовления привлекло много клиентов. Успех и узнаваемость пришли, когда я начал проводить ликбезы для IT-специалистов и потенциальных клиентов в различных профессиональных сообществах.
Очень помогла книга «Цель. Процесс непрерывного улучшения» Голдратта. Мы стали смотреть на разработку сайта как на завод, в котором отлажен процесс производства. Тогда продажи стремительно выросли – до 40 сайтов в месяц. Мы вошли в топ-5 российских компаний по количеству проектов для малого бизнеса. Сейчас компании «Твинс» уже 12 лет, она является партнёром известного бизнес-спикера, автора книг по менеджменту Максима Батырева в области интернет-маркетинга, аккредитованным агентством «Сколково» и партнёром «Яндекса».
– Как в вашей жизни появилась «Цифра»?
– Новый проект родился на стыке информационных технологий и производства, когда тренд на цифровизацию промышленности только пришёл в Россию из Европы и Америки.
Зачастую владельцы заводов не знают, насколько эффективно работает их производство, можно ли получить больший результат с тем же оборудованием и персоналом. Менеджмент может до конца не знать нюансов производства и устройства оборудования.
У моего отца была разработка, она легла в основу нашего бизнеса. Это была программа и устройство, которые мы модернизировали, создав, по сути, систему мониторинга промышленного оборудования. Она позволяет быстро подключиться и контролировать любое промышленное оборудование на предприятии, указывая менеджменту на узкие места в работе производства и предоставляя инструменты для их устранения. Система «Диспетчер» передаёт информацию со станков: какие операции они выполняют, сколько времени загружены, сколько простаивают.
– Где сейчас применяют эту систему? Пользуется ли она спросом у российских предприятий?
– Сбор статистики по работе оборудования позволяет менеджерам принимать правильные управленческие решения и повышать эффективность работы предприятия. На сегодняшний день экономический эффект нашего решения подтверждён уже более чем 200 заказчиками России и ближнего зарубежья, система внедрена на предприятиях госкорпораций «Росатом», «Ростех», «Вертолёты России».
Затраты на внедрение оборудования окупаются в среднем за полгода. Уже за первый месяц использования система даёт рост эффективности на 10%. Как оказалось, у многих предприятий есть потенциал роста эффективности загрузки оборудования на 60–70%.
– Где вы брали средства на разработку продукта?
– На этапе активного роста главным инвестором и партнёром стала компания «Цифра». Ей и сейчас принадлежит доля инновационного центра «Станкосервис», учредителям которого я являюсь.
Сейчас мы активно выводим продукт за рубеж. Есть клиенты в Индии, в Восточной и Западной Европе, налаживаем продажи в Индонезию, Малайзию и Китай.
– Какими мерами господдержки вы пользуетесь?
– Сейчас мы активно сотрудничаем с Центром кластерного развития Смоленской области. Центр помогает в продвижении через федеральные СМИ, оплачивает участие в специализированных выставках. Как резиденты «Сколково» мы получаем информационную поддержку и возможность получать гранты до миллиона рублей на коммерциализацию новых разработок. А на старте нас поддерживал «Фонд Бортника».
– Что для вас было наиболее значимым в господдержке?
– Самым ценным было продвижение наших услуг в федеральных СМИ, публикации в изданиях уровня «РБК», «Ведомости» и др. Для региональных проектов, особенно на старте, крайне важна такая поддержка, это привлекает дополнительное внимание потенциальных инвесторов, партнёров, крупных заказчиков – холдингов, заводов и т. д. Эти материалы привели к нам много новых клиентов. Когда партнёр видит в нашем портфолио публикации на таких ресурсах, это вызывает доверие. Сейчас в компании уже работает собственный отдел продаж на постоянной основе, и мы самостоятельно генерируем заказы. Также приходят клиенты, получившие субсидии от государства на покупку цифрового оборудования.
– Какую работу вы проводите в качестве амбассадора «Мой бизнес»?
– Я регулярно провожу встречи с бизнес-сообществом, «круглые столы», рассказываю о своём предпринимательском опыте.
Мы ежегодно проводим IT-фестиваль «Tabtabus» в Смоленской области, на него приезжают менеджеры и предприниматели, около 1 000 человек из Смоленска и других регионов. По формату это 2 дня на берегу озера в компании интересных спикеров.
Последние 5 лет я участвую в организации конференции «Эффективное производство», где собираются промышленные предприятия со всей России. Вместе с командой провожу семинары по внедрению новых технологий для повышения эффективности производства. Сейчас в конференции участвует более тысячи человек, а ведь когда-то мы начинали со ста.
– Какие рекомендации вы бы дали бизнесменам, которые развивают производство?
– Мы живём в век технологий, в основе всего – информационные данные. Чтобы быть конкурентоспособными, нужно чётко понимать, что именно тебе приносит деньги и где ты их теряешь. Поэтому оцифровкой производственных процессов нужно заниматься на этапе создания бизнеса, с самого начала. Мы видим, что предприятия, которые имеют данные для анализа и умело ими пользуются, растут достаточно быстро.