27 июня 2020
Перевод продаж в онлайн, изменение объемов производства, перестройка логистики и корпоративной культуры — компаниям самых разных масштабов из-за пандемии пришлось пересмотреть привычные процессы.
О том, как изменится управление и какие задачи будет решать менеджмент в посткарантинном мире, рассказывает Евгения Лапина, PMP, вице-президент по коммуникациям PMI Moscow, директор проектного офиса в ритейле, преподаватель курса онлайн-университета Skillbox «Управление проектами».
Тренд номер один — это пересмотр режима работы сотрудников. В Японии при сокращении рабочей недели с пяти до четырех дней люди стали более эффективными: оказалось, что выполняется тот же объем задач.
Большинство компаний, перейдя на удаленную работу, ощутили, что из дома тоже можно быть продуктивным. Но в этой ситуации HR-отделу нужно помнить о гибкой мотивации для сотрудников:
Shutterstock / tomertu
Теперь бизнес стал активно проводить аудит текущих ролей и организационной структуры в поисках более эффективных решений. Многие процессы будут оцифровывать, делать менее зависимыми от человеческого фактора.
К примеру, будет больше оптимизирован документооборот (не нужно будет ходить в HR-отдел за справками), искусственный интеллект в клиентских чатах заменит операторов колл-центра, а поддерживающие IT-функции по настройке рабочего места (ноутбука или стационарного компьютера) можно будет выполнять удаленно.
К моменту полного возвращения в офисы многие IT-процессы будут уже сформированы. Но их необходимо оптимизировать с учетом пересмотренных стратегических целей. Те, кто еще не успел, должны будут подумать о цифровизации процессов и сделать это как можно быстрее.
Залог выживания в кризисной ситуации — быстрая подстройка под изменение рынка: предпочтения клиента и структуры спроса. А скорость зависит от технологий.
Пересмотр планов продаж ждет большинство компаний — в отрицательную или в положительную сторону. В связи с этим нужно проанализировать, как изменится расходная часть: логистические затраты, аренда (часть компаний сократит арендуемые площади, закроет или сменит локацию обьектов), зарплаты. Увеличатся бюджеты на цифровизацию и оптимизацию онлайн-процессов.
Shutterstock / Billion Photos
В ряде отраслей спрос может перейти в онлайн насовсем, в большей части возможен микс. Но процентное соотношение офлайн и онлайн-работы изменится.
Проанализируйте изменение клиентского пути в новой реальности. Проведите онлайн-опросы лояльных клиентов — это быстро и незатратно. Если клиенты перешли из офлайна в онлайн, необходимо убедиться, что онлайн-процессы работают столь же эффективно, как и в офлайне (или еще лучше).
Клиенты уже привыкли к определенному уровню сервиса и теперь ожидают его и в сети: сроки доставки, возможность возврата, оплата картой, проверка товара при покупке и возможность от него отказаться, стоимость доставки, колл-центр и возможность быстро получить консультацию по продукту.
Полностью автоматизировать все процессы с нуля, сделать их бесшовными — это небыстрая и затратная, но необходимая для выживания задача.
Как выстроить ценовую политику, какие каналы продаж продвигать, какие промо-акции будут эффективны, кто из конкурентов остался и появились ли новые, какие новые возможности для партнерства возникли — маркетинговая функция также переосмысляет стратегию и учится работать на новом рынке.
Нужно пересмотреть существующие каналы продвижения и подходы.
Персонализация продуктовых рекомендаций часто в разы эффективнее обычной рекламы — и сейчас оптимальное время для ее внедрения.
Логистика в сложившейся ситуации — одна из самых уязвимых областей. Важно уделить внимание перебалансировке запасов, пересмотру поставщиков, редизайну и оптимизации поставок. Правильно налаженные процессы по этим направлениям однозначно ускорят процесс выхода из кризиса для компании.
Начните с главного — диагностики текущей ситуации и определения стратегии с учетом новой реальности. Проанализируйте потери (если они есть) и определите другой подход, а возможно и новую культуру компании. Не бойтесь посмотреть на бизнес и клиентов с неожиданной стороны.
Уверенность и мотивация многих сотрудников оказались подорваны как из-за страхов, вызванных пандемией, так и из-за риска потерять работу. Организуйте серию мероприятий, чтобы поднять боевой дух, донести новую стратегию и вовлечь сотрудников в работу.
Продумайте, как будете доносить до сотрудников новую информацию и ключевые месседжи, и то, как будет проходить их адаптация к новым условиям.
Это люди, которые знают, как внедрить что-то новое, собрать команду из разных подразделений, правильно управлять рисками и бюджетом. Это те агенты изменений, которые имеют навыки для трансформаций, происходящих сейчас в компаниях. Не бойтесь правильно использовать их способности.
Реализуйте проекты только в соответствии со стратегическими приоритетами и доступными ресурсами.
Пробуйте гибкие подходы к решению задач. Цифровизируйте процессы. Ищите новые решения для оптимизации, исследуйте инновации и оставляйте только то, что критично и важно для компании.