27 апреля 2021
История успеха Максима Фоменко – основателя красноярской туристической компании SibwayTour, инструктора-проводника.
Как появилась компания SibwayTour?
– До 2016 года я работал в банковской сфере. Увлекался историей родного Красноярского края, в свободное время ездил по необычным и труднодоступным местам. Лет 10–15 назад начал устраивать трипы для друзей и коллег. Постепенно хобби переросло в серьёзное увлечение и стало бизнесом.
– Нужна ли была особая сертификация вашему бизнесу?
– Перед открытием маршрутов мы проверили всё до мелочей. Работали с турбазами, местными жителями, просили о помощи профессионалов. Затем трипы проверяли эксперты Росстандарта. По результатам проверки мы получали сертификаты о соответствии маршрутов нормам.
– Когда начали сотрудничать с другими компаниями?
– Ещё до основания SibwayTour, в 2012 году, к нам обратились американцы из National Geographic с просьбой организовать съёмки фильма о Сибири. Согласился. Снимали зимний джип-тур: спускались в пещеры, были в тайге. Это был первый опыт. Затем последовали другие предложения. Из недавнего, например, в декабре в тайге снимали проект «Страшно интересно» для телеканала «Моя планета» с Анной Демьяной.
– Минувший год был сложным для туристического бизнеса?
– Из-за событий прошлого года россияне обратили внимание на внутренний туризм. И это шанс для нас привлечь туристов в Сибирь. До пандемии особенно никто не горел страстным желанием знакомиться с уникальными уголками Родины, а сейчас созданы все условия, чтобы исследовать Россию. Меня рост интереса к внутреннему туризму радует, но ещё больше греет сердце тот факт, что внутренний туризм помогает местному бизнесу, даёт стимул для развития, позволяет развивать инфраструктуру.
– Когда стали работать с иностранными клиентами, с какими проблемами столкнулись?
– Я создал SibwayTour, и мы сразу вышли на международный рынок, начали поступать заявки на туры из других стран. Первая проблема – проблема продвижения. Красноярский край находится между двумя раскрученными брендами – Байкалом и Алтаем. Но и у нас множество уникальных объектов! Например, национальный парк «Столбы», Ергаки, Плато Путорана, Географический центр России, Усть-Тасеевский каменный идол, Палласово железо, Тунгусский метеорит.
Презентовать турпродукт – непростая задача. Участия в съёмках и помощи в организации туров мне оказалось недостаточно. Нужно было заявить о себе ещё громче. В 2018 году мы обратились в центр поддержки экспорта (центр «Мой бизнес»). С их помощью наша компания смогла представить свои турпродукты на всемирной туристической выставке в Лондоне. Потом участвовали ещё в нескольких выставках, тоже при содействии центра.
Презентовали компанию в Бразилии, на нескольких мероприятиях в России. Это помогло, о нас услышали в мире.
– В чём особенность SibwayTour?
– Мы создаём приключения, которые погружают человека в другую среду, меняют мировоззрение, влияют на картину мира. Увидеть мир вживую, а не с экранов телевизора – бесценно. Где ещё узнаешь, почему тоджинские оленеводы-охотники селятся в чумах? Только в естественной среде, при знакомстве с бытом и нравами.
Когда приезжает турист, вечно недовольный чем-то в повседневной жизни, и видит, как живёт оленевод, у него только олени и казан, а всё остальное ему и не нужно, он и так счастлив и рад, то начинает смотреть на свою жизнь иначе и многое переоценивает. Счастье за деньги не купишь.
– Что посоветуете тем, кто собирается организовать подобный бизнес в Красноярске?
– Развиваться! Изучать литературу, читать, не бояться делать что-то. Брать и действовать, ведь под лежачий камень вода не течёт. Хорошо, что есть такие структуры, как центр поддержки экспорта и центр «Мой бизнес», которые в случае необходимости всегда подскажут и помогут предпринимателям.