14 октября 2021
Мы запускаем на нашем портале серию интервью о технологическом предпринимательстве, где будем делиться секретами работы с инвесторами, разберём, какие проекты чаще всего отбирают и каким критериям нужно соответствовать, чтобы получить финансовую поддержку от бизнес-ангела. Руководитель и основатель сообщества «Бизнес-ангелы России» Юрий Матросов рассказал, какие проекты бизнес-ангелы отбирают для финансирования и каким должен быть подход инвесторов к процессу отбора проектов.
– Юрий Владимирович, пройдёмся по терминам. Чем различаются технологический предприниматель и стартапер?
– Технологический предприниматель – это изобретатель с навыками предпринимателя. Это уникальные люди, которые не повторяют за кем-то, а делают что-то своё. Например, новые виды двигателей или средств производства энергии, добычи сырья. Технологическим может быть предприниматель как в области биологии, так и электроники, химии и пр.
Сначала появляется идея. Затем, после того как она обросла командой и минимальными вложениями, получила жизнеспособный прототип, тогда она превращается в стартап. После стартапа начинается стадия раннего роста. А с этапа первых продаж идея превращается в бизнес.
– В каких сферах больше всего технологических предпринимателей?
– Каждый год появляются новые тренды. Сейчас ажиотаж в области искусственного интеллекта, нейросетей, подхватываются квантовые технологии, электроавтомобили, биотех (продление жизни – печать органов и тканей, протезирование), медицинские технологии, альтернативная энергетика, робототехника.
– С какими проблемами чаще всего сталкиваются технологические предприниматели?
– Основные проблемы технологического предпринимательства – это качество проектов и источники финансирования. В развитых странах, где создана инфраструктура по инвестиционной политике, всё это проще работает, все понимают, что производится и кто будет финансировать. В России это только формируется, и в связи с неразвитой финансовой грамотностью возникает много мошенников, которые усугубляют развитие данного направления. Например, изобретатель может прийти к инвестору, а тот украдёт его идею.
– Что должен уметь и знать технологический предприниматель?
– Не на всех стадиях развития нужно привлекать деньги. И первое, что ему нужно знать, – это что любое финансирование проекта начинается с того момента, когда появилась команда и прототип.
Второй момент – проект должен нести полезность.
Прежде чем привлекать финансирование, нужно понять, есть ли у вас три ключевые составляющие – команда, прототип и уникальность прототипа. После того как проект вышел на поиск инвестора, нужно подготовить предложение для инвестора. Большинство авторов проектов не имеют чёткого понимания, что они готовы предложить инвестору, нет понимания доли, которую они готовы отдать, что инвестор может заработать, нет понимания, как будут возвращаться денежные средства, куда идти. А для инвестора важна перспектива в длительном промежутке времени.
– Где лучше черпать знания техпредпринимателям?
– Нужно вводить больше обучающих программ, которые позволят учить молодых бизнесменов основам не только инжиниринга, но и финансовой грамотности. Для каждого предпринимателя подходит свой инструмент.
В IT наиболее популярны вебинары, различные курсы. Желательно, чтобы это было офлайн, при наличии компьютера, чтобы сразу протестировать идею.
Для достижения результата образование должно носить точечный характер. Но оно всегда должно быть актуальным. Информация очень быстро устаревает.
– Нужна ли дополнительная государственная поддержка такой группы бизнесменов?
– Задача государства – создать условия для выявления грамотных технологических предпринимателей и точечно предоставлять им гранты. Зачастую такие люди сами не ищут господдержки. Они не разбираются в оформлении документов. Не хватает информирования. Было бы хорошо проводить для такой группы бизнесменов встречи, где подробно рассказывать о существующих программах. А подача заявка на такие гранты должна быть в формате онлайн и с чёткой инструкцией.
В первую очередь с проектами бизнес идёт к инвестору. И у нас должны быть свежие данные о существующих мерах поддержки и программах.
Затем нужно смягчить общественное мнение, уйти от позиции, что государственные деньги токсичны – они должны быть удобными и приятными в использовании. Это же не большие деньги. Речь идёт об отборе точечных проектов и их финансировании.
Если более точечно отбирать проекты и давать им гранты, то у нас технологическое развитие повысится. Чтобы токсичность ушла – нужно упростить систему получения денег и усложнить фильтрацию проектов. Чем больше экспертность, тем выше качество проектов и вместе с тем меньше их общее количество. Зато такие проекты могут дать нам технологический рывок.
– Где искать бизнес-ангелов технологическим предпринимателям и чем они отличаются от инвесторов?
– Бизнес-ангелы – это структура, которая находится на вершине айсберга. Они приходят в проекты определённого рода, это своеобразные «сомелье» бизнес-идей. Бизнес-ангел – это не просто частный инвестор, который захотел что-то профинансировать, потому что у него свободные деньги появились, это человек, который профинансировал много проектов, знает толк в них и готов работать в долгую (от 5 до 10 лет). И проекты должны носить созидательный характер. Проекты должны позволять масштабироваться в мире. Бизнес-ангел – король инвесторов, и привлекать его на мелкие проекты не нужно.
Бизнес-ангелов в России очень мало. Есть люди, которые себя ими называют, но нужно уметь отделять зёрна от плевел. Бизнес-ангел – серьёзный человек с большим капиталом, который готов вкладывать не только деньги, но и свои знания и навыки.
Частные инвесторы – это действующие предприниматели, сформировавшие собственный капитал, который они готовы где-то размещать. Они заходят в фондовые рынки, валютные рынки, криптовалюту – и начинают там зарабатывать. Часть таких предпринимателей попадает к банковскому брокеру, и там с ними работают в доверительном управлении.
Вторая фаза роста частного инвестора – выход из фондового и валютного рынка и переход на финансирование бизнеса. Бизнес можно прогнозировать – есть статистика, учёт, продукт, который продаёт.
Третья фаза роста – переход в синдикативные инвестиции, когда инвесторы объединяются и общим голосованием принимают решение.
Четвёртая фаза роста – бизнес-ангелы. Люди, которые сколотили огромный капитал, разбираются во всех сегментах бизнеса и готовы работать на перспективу.
– Зачем создаются ассоциации бизнес-ангелов и чем они выгодны бизнесменам?
– Те ассоциации, которые у нас существуют, – это попытка приобщиться к мировому сообществу бизнес-ангелов. Не всегда удачная попытка, потому что большинство ассоциаций бизнес-ангелов превращаются в обычные инвестиционные фонды. Это сбор пула инвесторов и автоматическое управление без их участия. Ассоциаций бизнес-ангелов в стране очень мало, и при этом реальных бизнес-ангелов в этих ассоциациях по одному-два. В основном это группы частных инвесторов, которые решили что-то финансировать.
Есть зарубежные бизнес-ангелы, порядка 7 человек, которых я знаю лично в США, Швейцарии и Германии. Они не публичные люди. Их интерес – найти нишу, занять её и вытеснить конкурентов.
– Где предпринимателю искать инвестора?
– У нас на www.angelist.ru представлен каталог проектов, в котором инвесторы размещают свои предложения. Инвестор может сам лично инициировать диалог и провести беседу. Никаких публичных данных: понравился проект – решили общаться. Всё бесплатно. Это единственный в России ресурс, который, минуя фазу созвона, помогает выяснить, подходит проект инвестору или нет.
Я участвовал в 73 проектах за 19 лет. Каждый год финансируются максимум 1–2 проекта. Потому что нужно контролировать все процессы. Я рассматриваю лично каждый проект, пропускаю через себя, чтобы работать с ним и командой. Все проекты, которые носят технологический характер, очень сложные – инвестор должен понимать эту сферу. Я изучаю каждую сферу и пытаюсь понять, как это устроено. Получаю экспертность, которая позволяет мне управлять этими людьми. Тогда они общаются со мной на одном языке, и мы с изобретателем понимаем друг друга.