16 ноября 2021
Правительство разработало поправки о введении обязательных QR-кодов в качестве экстренной меры, которая будет действовать до июня 2022 года. Ограничения могут коснуться посещения массовых мероприятий, кафе и ресторанов, магазинов, музеев и театров, а также поездок на поездах и перелетов на самолетах. Forbes узнал, что думает о новых ограничениях бизнес
Правительство разработало два законопроекта, определяющих порядок введения обязательных QR-кодов в общественных местах и при поездках в общественном транспорте, сообщил РБК со ссылкой на источник, который принимал участие в подготовке документов, и на собеседника в аппарате правительства. О том, что власти Москвы обсуждают введение обязательных QR-кодов, также рассказал источник Forbes в московской мэрии. Оперативный штаб подтвердил, что законопроекты о введении QR-кодов в общественных местах и на транспорте «прорабатываются».
По словам собеседника РБК, один из разработанных законопроектов предусматривает, что местные власти должны будут обеспечить возможность посещения людьми массовых мероприятий, организаций культуры, общественного питания и розничной торговли «или по QR-коду о прививке, или по документу о том, что человек переболел ковидом, или по медотводу от вакцинации с отрицательным ПЦР-тестом». Эта мера будет действовать до июня 2022 года, а конкретные объекты, на посещение которых введут QR-коды, определят сами регионы, сказал он.
Второй законопроект касается поездок на междугородных и международных поездах и самолетах — в них также планируется ввести либо обязательные QR-коды, подтверждающие вакцинацию или перенесенное заболевание, либо справки о медотводе от прививки, пишет РБК.
Совладелица сети семейных кафе «Андерсон» Анастасия Татулова:
«Как мы видим, [введение QR-кодов] ни в одном регионе не дало результата. Нет ни роста привитых, ни снижения заболеваемости и смертности. Это бессмысленные жертвы.
Введение кодов несет в себе единственную задачу — заставить людей вакцинироваться. Но введенные коды на фитнес, рестораны, салоны, кинотеатры и непродуктовые магазины не являются эффективным средством давления. При развитой доставке, открытых кулинарных полках в магазинах, работающем McDonald’s — все это добьет умудрившийся выжить за эти полтора года российский бизнес в регионах.
Если говорить о ресторанном бизнесе, то [введение кодов] значит гарантированное закрытие и банкротство. В рестораны люди не ходят поодиночке, они ходят компанией. Если у одного из компании нет кода — не идут все. Идут домой, покупают еду и спиртное или заказывают доставку и сидят дома.
Либо коды необходимо вводить везде: от такси, метро, автобусов до поездов и самолетов на внутренних и внешних рейсах — либо нигде. Причем о вводе нужно предупредить за месяц, чтобы люди успели привиться.
Важным считаю и то, что в тех регионах, где коды уже ввели, мы видим упавшую выручку на 60-70%. При этом власть не дала предпринимателям ни одной адекватной меры поддержки. Кредиты — это не поддержка. МРОТ — это не поддержка. Поддержка — это полные компенсации зарплат сотрудникам, безусловно снятые налоги, компенсация коммунальных расходов. Ничего этого не сделано».
Дмитрий Левицкий, президент профессионального ресторанного альянса «РЕАЛ», основатель HURMA Group of Companies:
«Ну что можно сказать — это жопа. Сейчас в регионах, в которых QR-коды введены, выручка [кафе и ресторанов] падает на 60-70%. Вот так и будем жить, если это все, что правительство собирается сделать для того, чтобы мотивировать людей прививаться. Если не будут подгружать [к работе по QR-кодам] другие жизненно важные для людей социальные площадки, а оставят только рестораны, театры, музеи и кино — значит, вымрут рестораны, театры, музеи и кино.
Сначала говорили, что региональные власти в зависимости от ситуации в регионе будут решать, где вводить коды. Незачем глушить бизнес там, где нет большого количества заболевших. Сейчас это рассматривается на федеральном уровне. Если [QR-коды] будут введены во всех регионах — даже в тех, где все нормально, — значит, ушатают всех [предпринимателей].
Введение кодов [в части отраслей] никого не сподвигнет к прививке на самом деле. Никто для похода в ресторан вакцинироваться не будет. Антипрививочники, которые до сих пор стоят на том, что прививаться не нужно, не будут делать вражескую вакцину и чипироваться только потому, что очень хочется есть бенедикт с лососем на завтрак. Должны быть какие-то более жизненно важные для людей объекты — общественный транспорт, поликлиники, школы, институты. Точно не рестораны мотивируют людей прививаться. Надеюсь, получится объяснить властям, что наша отрасль не может полгода так жить. Все закроются, нет смысла так работать».
Василий Рыжонков, основатель сети развлекательных VR-центров Arena Space:
«Хуже всего на бизнес влияют локдауны — они по сути отрезают кусок аудитории. QR-коды — это хорошо с точки зрения общего трека: большая часть стран давно двигается в сторону обязательной вакцинации. А коды — это метод стимулирования обязательной вакцинации. Для населения это хорошо, для бизнеса — хуже. Правительство, с моей точки зрения, неправильно действует. Вместо обязательной вакцинации в жесткий срок у нас идет растягивание процесса.
При введении QR-кодов мы увидим снижение выручки минимум на 20-30%. Получается, опять за счет бизнеса стимулируют вакцинацию. Для развлекательного сектора это удар. Не получается вкладываться в развитие, рынок стагнирует, инвесторы смотрят на него очень консервативно. Это борьба за выживание. В ближайшее время половина рынка уйдет. Несколько компаний-производителей, у которых мы закупали VR-аттракционы, уже закрылись».
«У нас сейчас и так в индустрии [фитнеса] ситуация очень сложная. Честно говоря, уже ни конца, ни края, ни просвета не видно. Все фитнес-операторы продолжают накапливать долги, потому что бизнес не очень маржинальный. Любой такой негативный фактор [как введение QR-кодов] приводит к оттоку потребителей. Конечно, QR-коды для нас лучший вариант, чем закрытие. Проблема в том, что они должны вводиться повсеместно.
Любая новость, которая дает хоть какое-то понимание, для меня позитивна. Самое страшное — когда ты не понимаешь, что тебя ждет дальше, будут закрывать [на локдаун] или нет. Когда человек не понимает, сможет ли он ходить в фитнес-клуб, он не покупает абонемент».
Булат Шакиров, президент Союза торговых центров России, Белоруссии и Казахстана:
«Любое закрытие для торгового центра, ресторана или кафе намного хуже введения QR-кодов. Поэтому, если Москва или какой либо регион примут решение об их введении — в этом трагедии не будет. Другой вопрос, кто их должен контролировать и проверять? Не хотелось бы, чтобы обязанность проверять коды возлагалась на торговые центры — чтобы не создавать давку и хаос на входе и не плодить негатив. Лучше пусть этим будут заниматься магазины, рестораны и кафе [в торговых центрах], которые без QR-кода не смогут обслуживать посетителей».
Сергей Миронов, основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба»:
«Мера применяется во многих регионах, QR-коды вводят активно и повсеместно. К несчастью, не везде она оправданна. Чего мы ждем? Серьезного перекраивания ресторанного рынка. Очевидно, что выручки сместятся в сторону пиццы, суши и бургеров — всего, что занимает нижний ценовой формат и что заточено под доставку. Гастрономические и средние рестораны — те, которые не могут широко работать в таком формате и чей ассортимент не рассчитан на доставку, — ждет неминуемый крах. Такие рестораны просто не могут функционировать в режиме QR-кодов постоянно. Могут лишь какой-то ограниченный срок — неделя, две, месяц… Тогда есть возможность выстроить бизнес-модель, выжить. Сейчас у нас речь идет о бессрочных QR-кодах. Рестораторы не захотят генерировать долги и просто будут закрываться».
Нина Литвинова, совладелица сети маникюрных салонов красоты «Пальчики»:
«Введение QR-кодов для предприятий Москвы для нас очень критично. Люди не хотят получать QR-коды. Если привязать необходимость визита в салоны красоты к кодам, мы получим увеличение числа людей, обслуживаемых на дому, тем самым опять поддерживая и стимулируя развитие теневого рынка. Если рестораны могут работать на доставку и за счет этого как-то выживать, то для услуги индустрии красоты введение QR-кодов — это падение выручки до 80%. Но самое главное — перетекание услуги в теневой сектор. Это только ухудшит всю ситуацию на рынке и никак не повлияет на безопасность и распространение коронавируса. Посетители найдут, как самостоятельно подстричь ногти, покрасить волосы, найдут услуги на дому, но для государства это будет означать недополученные налоги.
Такие решения плохо влияют на рынок в целом. После них индустрия будет выправляться еще очень долго. Конечно, предпринимателям нужны будут меры поддержки, и большие — порядка 1 млн рублей компенсации каждому предпринимателю, чтобы он только смог погасить свои обязательства по аренде и минимальным заработным платам. При падении выручки до 80% бизнес работает в минус.
Салоны красоты нельзя закрывать — они должны работать с контролем температуры, соблюдением СанПиН и прочего, но без QR-кодов. Мы уже и так полумедицинские организации: у нас соблюдается масочный режим, социальное дистанцирование. Все, что нужно сделать, — это дать работать в таком режиме».
Максим Ползиков, управляющий партнер и генеральный директор Ginza Project Moscow:
«Мы готовы работать в разных условиях, с необходимостью QR-кодов тоже. Вопрос в том, готовы ли гости продолжать ходить в рестораны с такими условиями. Непонятно, как будет работать вся эта система, насколько люди люди будут готовы к постоянным проверкам, не будет ли это отпугивать даже тех, у кого QR-коды есть.
Летом, когда в Москве вводили QR-коды для залов ресторанов, проекты без веранд потеряли до 90% посетителей и выручки. Это было ужасно и очень тяжело эмоционально: многие гости крайне негативно реагировали на требование показать QR-код и паспорт.
Понятно, что сейчас у залов нет конкурентов в виде веранд, да и доля вакцинированных выросла. Тем не менее я считаю, что посещаемость, а значит, и выручка столичных ресторанов может уменьшиться на 40-50%. Отдельный разговор про регионы, где активность вакцинации ниже, чем в столице, и доля людей с кодами ниже. В регионах падение может достигнуть 70% и стать критичным.
Но это все — оценки первого времени. Как будет меняться ситуация дальше — зависит от того, насколько люди примут такие правила, насколько четко будет работать вся система и как власти на этот раз справятся со стимуляцией массовой вакцинации. Мы тут можем только надеяться».