+7 3842-75-17-09
Логотип

19 января 2022

Креативные индустрии: экономическая ценность и культурное содержание

«Творческие индустрии», или «Креативные индустрии» (Creative Industries) являются в современной экономике одним из ключевых секторов. Они включают музыку, изобразительные и исполнительские искусства, кино, моду, ремесла, литературу и издательское дело, рекламу, дизайн, архитектурное проектирование, интернет и мультимедиа. Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Наиболее известным и общепринятым определением творческих индустрий является определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

В понятие креативных индустрий включаются:

  • Реклама
  • Дизайн
  • Архитектура
  • Декоративное искусство и ремесла
  • Мода
  • Кино и производство видео и DVD
  • Музыка и звукозапись
  • Исполнительские искусства
  • Телевидение
  • Радио
  • Интернет
  • Изобразительное искусство
  • Литература и издательское дело
  • Мультимедиа и компьютерные игры
  • (Музеи и организации культуры)
Наиболее известным и общепринятым определением творческих индустрий является определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

История понятия

Термин «креативная индустрия» начал использоваться в 90-е годы прошлого столетия. «Творческие индустрии» – это термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, в которой экономическая ценность неразрывно связана с культурным содержанием. Творческие индустрии обогащают исконный потенциал культуры «добавленной ценностью», создаваемой благодаря предпринимательским умениям и основанному на новом знании таланту обращения с электронными и иными современными средствами коммуникации. Эти индустрии способны приумножать экономический эффект хорошо знакомых классических гигантов культуры, но, все же, основное внимание уделяют культуре современной, потому что без эксперимента, без вовлеченности в актуальную действительность никакая культура не сможет обновлять и реактивировать себя. В этом смысле творческие индустрии являются источником инновации и конкурентоспособности, столь необходимых городской культуре при условии стремительной глобализации в нашем неумолимо меняющемся мире.

Таким образом, творческие индустрии – это:

  • тип социокультурных практик, в основе которых лежит творческая, интеллектуальная составляющая (изобразительные и исполнительские искусства, кино, видео и мультимедиа, мода, ремесла, литература и издательское дело, реклама, дизайн и архитектура);
  • ключевой сектор инновационной экономики, способствующий экономическому росту и социальному развитию городов и территорий.
Например, о том, какова структура экспорта и импорта креативной продукции в разных странах мира, уже шла речь в статье Е.К. Жарова Креативная экономика: новая модель роста в условиях мирового экономического кризиса

В постиндустриальных городах Европы, США и Дальнего Востока стратегии развития творческих индустрий были признаны ключевыми элементами социального и экономического развития. Было доказано, что они позволяют:

  • предотвращать безработицу
  • создавать рабочие места для молодых специалистов
  • содействовать реструктуризации производства
  • способствовать росту выпуска традиционных видов продукции
  • открывать ценность современной культуры и инновации
  • развивать информационную экономику – «экономику знания»
  • предоставлять «мягкие» инфраструктуры для культурного туризма
  • споспешествовать возрождению пришедших в упадок городских районов
  • вдохнуть новую жизнь в утратившие актуальность исторические памятники и заброшенные промышленные строения
  • обеспечивать эффективную социальную реабилитацию маргинальных групп населения.

Отдельный аспект в определении креативных индустрий составляют «ширина» и «глубина» понятия. Энди Пратт (Andy C Pratt[2]) указывал, что «ширина» в определении культурных индустрий важна, когда речь идет об оценке потенциала занятости в креативных индустриях. Важно учитывать (или не учитывать) людей, которые выполняют техническую работу в театрах, кино, на музыкальных площадках, тех, кто занят в изготовлении продуктов, их архивации и тренингах. Пратт отмечал, что этот подход дает новую институциональную структуру, которая «невидима» в большинстве политик. Британский департамент культуры, медиа и спорта, впрочем, сделал эту структуру «видимой», включив понятие «культурного сектора» во многие недавние документы. А «креативные индустрии» рассматриваются как субсектор в этом более широком секторе.

Используя «широкое» определение, мы должны иметь в виду, что большинство включенных в него типов деятельности имеют слабое отношение к форме и содержанию культурного продукта. Непосредственное производство DVD-плееров – это принципиально другой тип деятельности, чем производство фильмов или программ, для просмотра которых мы используем эти плееры.

Одно из возможных частичных решений этой проблемы – попытка точно очертить разницу между теми, кто осуществляет прямой креативный вклад, и другими работниками, ассоциированными в производство культурных продуктов. Тем не менее, чиновники и эксперты во многих странах поддерживают наиболее широкие дефиниции, оставляя в стороне более специфические разделения

Креативные индустрии как антикризисный инструмент

В международном масштабе вклад креативных индустрий в экономику становится все более весом, т.к. их развитие способствует росту расходов в области культуры, они содействуют индустриальному развитию, внедрению инноваций и экономической дифференциации.

Креативные индустрии создают новые рабочие места, содействуют диверсификации экономики и формированию комфортной городской среды. На долю этого сектора экономики приходится до 10% ВВП в развитых странах мира. В свою очередь, катализатором развития креативных индустрий — цифровых технологий, медиа, дизайна и культуры — является системная поддержка молодых талантов, малого и среднего бизнеса, внедрение инновационных образовательных программ и реализация эффективной культурной политики.

Где изучают креативные индустрии?

Сегодня развитые постиндустриальные страны видят источник развитости и стабильности общества в переходе к «экономике творчества» или, как ее еще называют, «креативной экономике», в которой основным фактором производства является творческая активность населения, способная создавать принципиально новые продукты[6]. Основной целью этого перехода является построение развитой экономики путем создания инновационной среды, а главный инструмент в достижении этой цели –это «строительство» креативных городов, фундаментом которых являются творческие индустрии. Для достижения этой цели необходимо учитывать специфику каждой отдельной страны: размер территории, обеспеченность природными ресурсами, численность населения и многое другое. В России тема «креативных городов» и творческих индустрий относительно новая. И, тем не менее, возникнув в начале 2000-х годов, она сумела привлечь внимание именитых российских ученых и практиков к своей проблематике и возможностям. Зарекомендовав себя на Западе как эффективный «антикризисный» инструмент, творческие индустрии начинают занимать передовые места в культурной и экономической политике регионов.

Креативные индустрии восполняют сокращение рабочих мест в традиционной промышленности: порядка 30% трудоспособного населения в развитых городах мира занято в творческих профессиях.

Источник