Что такое дизайн-задача
Дизайнер не решает бизнес-задачу целиком. Бизнес-задача всегда комплексная и требует привлечения разных специалистов. Более того, пути решения бизнес-задачи также могут быть разными, и не для каждого нужен дизайн. Отсюда следует, что мы не можем описать роль дизайнера, опираясь только на формулировку бизнес-задачи. Нам нужно что-то более конкретное и приближенное к нашей дизайнерской деятельности. То есть дизайн-задача.
Дизайн-задача формулирует, что именно и какими средствами должен сделать дизайнер, чтобы сделать свой вклад в решение бизнес-задачи. Также дизайн-задача содержит дополнительные требования и ограничения, которые выясняются в процессе обсуждения будущего проекта.
В нашей компании мы прописываем бизнес-задачу и следующую из нее дизайн-задачу для каждого проекта. Такой прием позволяет нам не терять фокус в процессе работы и делать ровно то, что требуется бизнесу.
Типовые задачи бизнеса
Мы проанализировать несколько десятков дизайн-проектов за последние годы и сгруппировали их по типам запросов наших клиентов.
Вывести собственные наработки на рынок.
Привести интерфейс в соответствие отраслевым стандартам.
Создать с нуля систему или продукт по высокоуровневой постановке.
Усилить собственную экспертизу в области UX.
Точечно улучшить интерфейс.
Это не полный список всех задач с которыми бизнес приходит к дизайнерам, это исключительно наш опыт, но . Но мы все-таки рискнем предположить, то он достаточно типовой.
Дальше мы приведем примеры рабочих формулировок бизнес и дизайн-задач и дадим краткие комментарии про особенности каждого типа задач.
Вывести собственные наработки на рынок
Особенности бизнес-задач этого типа
Значительная часть дизайн-экспертизы находится внутри компании-заказчика.
Наличие работающего продукта требует от заказчика привлечения внешних исполнителей для свежего непредвзятого взгляда.
Дизайн часто рассматривается как одно из конкурентных преимуществ, поэтому требования к нему достаточно высокие.
1. Калибратор тока и напряжения
Бизнес-задача: вывести на широкий рынок собственную разработку, предложив интерфейс в качестве конкурентного преимущества.
Дизайн-задача: создать интерфейс, который будет выгодно отличаться от аналогов удобством, скоростью работы и эстетикой.
2. Автоматизация бизнес-процессов
Бизнес-задача: создать упрощенную версию внутреннего продукта для другого сегмента рынка; использовать упрощенную версию продукта для привлечения покупателей основного продукта.
Дизайн-задача: проанализировать аналогичные решения, выявить лучшие практики и на основе них создать интерфейс для пользователя-непрофессионала.
3. Платформа для нейроисследований (см. кейс )
Бизнес-задача: компания работает на рынке научных исследований и хочет выйти с тем же продуктом на рынок маркетинговых инструментов.
Дизайн-задача: адаптировать интерфейс под другой профиль пользователя (маркетолог), не испортив его для основного профиля (ученый), соблюдая баланс между простотой и функциональностью.
Привести интерфейс в соответствие отраслевым стандартам
Особенности бизнес-задач этого типа
Сдержанные ожидания к UX, дизайн не используется в качестве конкурентного преимущества.
Четко зафиксированная функциональность, не подлежащая серьезному пересмотру.
4. Логистическая компания
Бизнес-задача: модернизировать цифровую составляющую бизнеса, чтобы не отстать от рыночных стандартов.
Дизайн-задача: собрать бизнес-требования и отрисовать прототипы, отвечающие этим требованиям.
5. Консалтинг для государства
Бизнес-задача: пройти согласование у государственного заказчика, который не принимал промежуточные результаты по причине чрезмерной сложности интерфейсов и недостаточной эстетичности.
Дизайн-задача: перепроектировать интерфейс, существенно не затрагивая логику системы, чтобы он отвечал отраслевым стандартам на подобного рода системы.
Бизнес-задача: получить конкурентное преимущество за счет удобного интерфейса сайта, интегрированного с внутренней системой обработки заявок.
Дизайн-задача: на основе потребностей пользователей реализовать интерфейсные решения, которые могут быть интегрированы с CRM. Подготовить прототипы для передачи в разработку.
Создать с нуля систему или продукт по высокоуровневой постановке
Особенности бизнес-задач этого типа
Самый сложный тип бизнес-задач по причине высокой неопределенности.
Отсутствие четкого ТЗ. Обязательное требование к команде дизайнеров — уметь самостоятельно формулировать постановку на на дизайн по расплывчатым вводным.
Дизайн-макеты часто становятся инструментом формирования и уточнения бизнес-требований.
Бизнес-задача: выполнить пилотный проект, чтобы заключить контракт на разработку всей системы.
Дизайн-задача: продемонстрировать в интерфейсах, что компания понимает требования генерального заказчика.
8. Мониторинг артериального давления (см. кейс )
Бизнес-задача: первыми занять узкоспециализованную нишу и получить конкурентное преимущество за счет ориентации продукта на две смежные аудитории.
Дизайн-задача: за ограниченное время разработать интерфейс продукта по высокоуровневой (продуктовой) постановке.
Бизнес-задача: в состоянии высокой неопределенности и большого количества фич и гипотез разной степени проработки понять, в какую сторону развиваться продукту.
Дизайн-задача: протестировать на пользователях уже реализованную функциональность, сравнивая ее со знакомыми для пользователя аналогичными сервисами. Протестировать на пользователях гипотезы, предварительно отрисовав идеи в виде прототипов.
10. Многокомпонентная медицинская системы
Бизнес-задача: создать с нуля мощную многокомпонентную систему
Дизайн-задача: сформировать всю визуально-интерфейсную часть продукта. Фасилитировать высокоуровневые обсуждения бизнес-требований, сформировать постановку на дизайн и обеспечить поставку макетов в разработку.
Усилить собственную экспертизу в области UX
Особенности бизнес-задач этого типа
Тесная работа с UX-дизайнерами, аналитиками, разработчиками на стороне заказчика.
Упаковка экспертизы в практически применимые артефакты: UI-кит, дизайн-система, принципы построения интерфейса.
11. Стартап на стыке телекома и финансов
Бизнес-задача: усилить команду внешним UX-дизайнером уровня senior с опытом работы над сложными модульными системами.
Дизайн-задача: встроится в процесс разработки.
12. Автоматизация бизнес-процессов (см. кейс )
Бизнес-задача: улучшить интерфейс на уровне принципов его создания чтобы снизить сейчас и в будущем нагрузку на службу технической поддержки и упростить процесс продажи.
Дизайн-задача: полностью пересобрать структуру интерфейса, разработать UI-кит и принципы его применения, продемонстрировать сборку интерфейса на нескольких разделах системы и передать наработки для самостоятельной поддержки и развития интерфейса силами заказчика.
Бизнес-задача: усилить свою UX-экспертизу и получить инструмент, с помощью которого смогут обеспечить достаточно хороший UI в будущем.
Дизайн-задача: на примере одного блока разработать UI-кит в тесном сотрудничестве с UX-дизайнером заказчика.
Точечно улучшить интерфейс
Особенности бизнес-задач этого типа
Небольшой бюджет на изменения.
Дизайнеру сложно ограничиваться точечными улучшениями.
Менеджер или аналитик должны удерживать рамки задачи, привлекая дизайнера в качестве консультанта, а не ключевого исполнителя.
Бизнес-задача: улучшить информационный портал про проведение закупок, чтобы он лучше помогал внутренним пользователям.
Дизайн-задача: выяснить роль информационного портала в процессе проведения закупок и предложить решения для устранения наиболее проблемных мест.
15. Магазин пивоваренного оборудования
Бизнес-задача: оценить целесообразность инвестиций в развитие сайта.
Дизайн-задача: путем тестирования и экспертной оценки, выявить проблемные места в интерфейсе, чтобы бизнес мог оценить целесообразность и стоимость улучшений.
Бизнес-задача: точечно улучшить интерфейс личного кабинета, сделав его понятней для разных групп пользователей.
Дизайн-задача: спроектировать интерфейс, адаптирующийся под разный уровень технической грамотности пользователя.
* * *
Набор методов, которые использует дизайн-команда в своей работе, сравнительно небольшой. Интервью, тестирование, концептуальное и детальное проектирование, создание дизайн-системы. Можно продолжать, но нет смысла. Потому что решение задачи — всегда частное. Методы — не более чем инструменты, сами по себе не отвечающие на вопрос «что получится в результате».
Наш опыт показывает, что важно в явном виде фиксировать поступающую бизнес-задачу и вместе с заказчиком формулировать дизайн-задачу, закладывая в нее краткое содержание будущих работ.
Удержание фокуса на дизайн-задаче и понимание, как она связана с более высокоуровневой бизнес-задачей — если не гарантия успеха, то значительное повышение шансов сделать ровно то, что предполагалось.
Источник