+7 3842-75-17-09
Логотип

17 августа 2022

«Чтобы молодые люди, такие как я, не боялись быть собой»: история бренда одежды khaydak из Дагестана

Нам кажется, что в ситуации турбулентности важно поднять тему дома, поговорить о тех вещах, которые связывают нас с родными местами. О том, что дает опору, не позволяет сломаться и заблудиться. Даже если эти места пришлось покинуть. Что такое мой дом? Кто я и за что держусь? Какие смыслы остаются со мной всегда и везде?

Мы продолжаем серию интервью с предпринимателями, которые находят вдохновение в родных местах, работают с темой локальной идентичности. Мы говорим с ними об их деле, которое они продолжают. О том, что для них значит дом и где они хотели бы жить. Второе интервью — с Шамилем Магомедовым, основателем бренда одежды Khaydak
 
Это вязаные вещи из шерсти и хлопка с кайтагской вышивкой — практически утраченным национальным ремеслом из одноимённого района Дагестана. Вышитые в этой технике символы использовали как обереги: украшенные изображениями животных и деревьев подушки клали в колыбель, сундуки с приданым покрывали вышивкой изнутри. Шамиль по-своему интерпретирует сложные композиции и цвета, традиционные для этого ремесла, придавая им современную форму. 
 
Рассказать и удивить

 

Если бы я решил заказать футболки какие-то стандартные и на них набить элементы кайтагской вышивки или ковров, это выглядело бы так, что это мог сделать каждый. Человек из Британии или Германии мог бы вдохновиться этим и выпустить такой тираж. Хотелось что-то нетиповое, не худи и пошив какой-то шаблонной одежды — надо было чем-то удивить.

Фото: Камила Бэнкс

Фото: Камила Бэнкс

Я решил рассказать о вышивке, потому что об этом никто не говорил. Либо говорили, но формально и с явной целью заработать — не было искренности. Рассказываю больше миру. Мы планировали всё на английский переводить и в мир выдавать, потому что своим это малоинтересно. На самом деле в Дагестане всё это находится в таком упадке. Не о том люди думают совершенно: им главное найти работу, какие-то деньги — заботятся о первичных потребностях. Я думаю, что по России везде так, особенно в регионах. Своих это мало волнует, пока они не увидят, что на этом можно заработать.

У меня нет никаких фантазий, каких-то розовых очков. Если это станет популярно в мире, в России, в Дагестане тоже станет популярным. До тех пор, пока это не будет популярным в мире и в России, там это тоже не будет популярным.

 

Вышивать дома в уюте и тепле

 

Пока нет мастерской, всё производится дома вручную. Есть человек, который вяжет саму одежду, одно вязаное изделие вяжется неделю-полторы. Я сам вышиваю, это сложно кому-то объяснить и передать. Если ты вышиваешь дома, в уюте, в тепле, вкладываешь какие-то положительные эмоции, да ещё используешь такие яркие краски — это отражается в одежде. Это не вещь, произведённая на заводе холодными машинами.

Фото: Камила Бэнкс

Фото: Камила Бэнкс

Но если у тебя нет денег, чтобы всё это развивать, поддерживать, то ничего не будет. Сейчас я работаю с производством: там небольшие партии, всё будет, в принципе, также вязаться людьми, на машинах, неполная автоматика. С ручным, думаю, не будем расставаться, для меня это важно. Но нужно иметь финансовую подушку, чтобы позволять себе дальше творить какое-то искусство.

Чтобы рассказать о чём-то, нужно этим наполниться

 

Я вижу, как, например, японская культура заявила себя на весь мир, и весь мир знает о каких-то типовых элементах в этой культуре. Мексика заявила о своей культуре на весь мир: мы все знаем эти шляпы, праздники и всё прочее. Италия заявила. А если ты теряешь свою историю, знания о себе, своей родословной, ты теряешь себя в этом мире, потому что эта история формирует твои понятия, твои принципы.

 

Если ты хочешь о чём-то рассказать, ты должен быть чем-то наполнен. Я изучал очень много научных статей, книг по этнографии, много всего перерыл. Потом это пропускал через себя и внедрял в свою одежду.

Фото: Камила Бэнкс

Фото: Камила Бэнкс

Я общался с очень многими людьми в разных местах, но я не получил такого количества информации, как из книг и научных таких статей. В разговоре с людьми я понимал, что знаю больше об этом, нежели они. К сожалению, позабылось всё, многие умерли уже.

Проект, в котором не боишься быть собой

 

Мы начали это дело примерно 8 месяцев назад. Сейчас немного приостановились: у меня курсовые, учёба. У меня не художественное образование, я вообще пришёл из другого мира в это всё: я учусь в строительном университете. А то, наверное, такая детская мечта, потребности, которые не реализовались. Я в детстве увлекался чтением, особенно фантастики, всего, что связано со сказками, сказочным миром. У меня богатая фантазия, и надо это всё как-то реализовать. Хайдак — это проект маленького Шамиля.

 

Я вырос в селе Маджалис Каитагского района, вокруг этого селения — горы. С дедушкой и сами с друзьями мы гуляли, бегали, прыгали по этим зелёным горам, залитым солнечным светом. Такое воспоминание у меня об этом месте: солнечные горы, луга, поля.

Семья, конечно, очень поддерживает, мама больше всех, все приняли это, рады за меня. Мы очень плотно общаемся, для меня это важно. Я часто приезжаю туда, могу несколько раз в год приехать.

В Москве я учусь уже 4 года. Я сам рвался из Дагестана, как, наверное, и все молодые ребята. Я рад, что сюда приехал, потому что здесь для меня много открылось. Москва изменила меня, люди, с которыми я познакомился, сильно меня изменили в лучшую сторону. Но я знаю точно, что не буду здесь жить, потому что Москва — это город для молодых, амбициозных, голодных. Когда я чуть-чуть повзрослею и получу то, что нужно получить от Москвы, я перееду туда, в Дагестан, я планирую построить там дом и жить там. Я отдаю Москве свои годы, свои силы, энергию, она мне отдаёт то, что мне нужно. Потом мы расстаёмся.

Фото: Камила Бэнкс

Фото: Камила Бэнкс

Самое важное для меня — чтобы молодые люди, такие как я, не боялись быть собой, не боялись делать то, что они хотят, не боялись показать себя, свой внутренний мир. Потому что у нас в этом плане все очень зажаты в тисках каких-то общественных норм, негласных правил. Другие такие же молодые ребята писали мне в личку: «Спасибо, Шамиль, что ты не боишься какого-то осуждения, это тоже вдохновляет нас». В каждом из нас живёт какой-то мир, который мы хотим показать, и по каким-то причинам боимся, стесняемся и прочее. Я нисколько не стесняюсь его так показывать. Для меня в первую очередь важно, чтобы люди показывали то, что у них есть. А во вторую очередь, конечно, хочется напомнить, что у нас там невспаханное поле, которое надо пахать, но есть такие сокровища, которые надо просто обработать, правильно преподнести, и это будет круто.
 
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»