Выручка малых и средних предприятий в 2022-м в целом выросла, несмотря на снижение ВВП. По последним данным Росстата, экономика России сократилась в прошлом году на 2,1%. Падение оказалось меньше, чем прогнозировали ЦБ (–2,5%) и Минэкономразвития (–2,9%). При этом инфляция в прошлом году составила 11,94%.
Развиваемся культурно
В 2022 году наибольший рост выручки показали малые и средние предприятия (МСП) в сфере культуры, спорта и развлечений. Их доход увеличился на 71%, или 319 млрд рублей, по сравнению с показателем 2021-го. Об этом свидетельствуют данные цифровой платформы МСП.РФ, которые обработала Корпорация МСП.
Наибольший прирост продемонстрировали культурные, спортивные и развлекательные предприятия в Хабаровском крае — он составил 863,4% (12,2 млрд рублей). В то же время по объему выручки лидирует Москва (168,5 млрд) с увеличением дохода на 151,4%. В топ регионов по обоим показателям вошли Краснодарский край (12,8 млрд, +55,9%) и Республика Татарстан (5,9 млрд, +73,6%).
Стимул от государства
Главная причина увеличения выручки в этих сферах — это возросший интерес к направлениям, который стимулировало государство, считает генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич. Он напомнил, что с 2022 года стал доступен налоговый вычет, который могут получить занимающиеся спортом люди. Одновременно в области культуры в полной мере заработал проект «Пушкинская карта». Кроме того, после введения западных санкций и ухода иностранных представителей освободившиеся ниши стали занимать российские бизнесмены, подчеркнул эксперт.
В то же время опережающий рост доходов МСП в этих сферах связан с отложенным спросом, который сформировался после снятия ковидных ограничений, добавил член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян. Помимо этого в сложном 2022 году людям требовалась отдушина, которую многие находили в области культурно-развлекательного досуга, продолжил он.
Между тем из-за прокатных ограничений сильно просела сфера кино, но в ней малый бизнес как раз представлен не слишком широко, заметил эксперт. При этом вырос спрос на концерты: хотя количество выступающих в России исполнителей сократилось, интерес к оставшимся, наоборот, поднялся, подчеркнул Агван Микаелян.
В 2023 году сферы, которые в 2022-м вошли в топ по увеличению доходов, продолжат выигрывать, ожидает координатор «Деловой России» в ЦФО Дмитрий Аббакумов. Дело в том, что из-за ограничений взаимодействия с европейским рынком в России сильно вырос внутренний туризм, объяснил он. По словам эксперта, это дает дополнительные, в том числе финансовые, результаты в сфере гостеприимства и развлечений в стране.
Увеличение выручки малого бизнеса сделает свой вклад в восстановление экономики в 2023 году, сказали эксперты. Как заявил министр экономического развития Максим Решетников на съезде РСПП 16 марта, в этом году ВВП вырастет. По наиболее свежему прогнозу ЦБ, динамика показателя ожидается в диапазоне от –1 до +1%.
В прошлом году активно развивалась как культурно-развлекательная, так и спортивная инфраструктура, подтвердил член президиума ассоциации «НП «Опора» Виктор Бондаренко. В регионах появляется всё больше фитнес-залов, ледовых арен и других площадок для занятий спортом и примерно 90% из них — небольшие предприятия, добавил он.
Дно пройдено
«Известия» обратились в Минэкономразвития с просьбой оценить дальнейший рост выручки МСП в культурно-развлекательной сфере.
В целом по итогам 2022-го наибольший объем доходов традиционно продемонстрировали МСП в сферах торговли, гостиниц и общепита, отметили в Корпорации МСП. Выручка всего сектора в прошлом году увеличилась примерно на 10%, рассказал Агван Микаелян из FinExpertiza.
— Такой прирост связан с появлением множества рыночных ниш — начиная с торговли и услуг, заканчивая производством. Малый и средний бизнес из промышленных отраслей стал получать больше заказов и финансовой поддержки. Судя по всему, для сектора МСП дно уже пройдено, и в дальнейшем будет наблюдаться только рост, — ожидает эксперт.
Правда, на МСП оказывают давление маркетплейсы, куда перетекает всё больше продаж, продолжил Дмитрий Аббакумов из «Деловой России». При этом у крупных онлайн-площадок также возникают проблемы — с поставщиками продукции, пунктами выдачи, работниками. Поэтому необходимо выстраивать баланс интересов между малыми и средними предприятиями и крупными игроками, чтобы бизнес в стране продолжил развиваться, резюмировал эксперт.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»