Главная » Актуальные статьи » Продолжение кризиса, миллиарды в образовании и власть зумеров: чего российский бизнес ждет от 2021 года
25 января 2021
Андрей Шубин, сооснователь сети барбершопов Boy Cut, кроссфит-клуба MSK CrossFit & Fight Club и кофеен Finch
Мир более или менее научился жить в полузамороженном состоянии. Пандемия стала неотъемлемой частью нашей жизни, я уже не испытываю ужаса перед ней, но и не жду, что завтра она исчезнет. Спрос упал и лежит, но лежит стабильно — это позволяет как-то действовать, что-то придумывать и менять.
Главное, чему научил меня этот год — не надеяться на прогнозы «вот к зиме рассосется» или «к весне точно полетит», а работать с тем, что есть здесь и сейчас. Моя кофейня Finch, открытая в расчете на поток студентов, заходящих за кофе и ланчами, жестко минусовала, потому что студентов отправили на удаленку. Мы сменили концепт, стали готовить из-под ножа красивые блюда ресторанного уровня, и все поперло. Потому что люди, сидя дома, лезут на стену, им нужен хоть какой-то досуг. Почти все привычные виды развлечений сильно ограничены, а развлечение «пожрать» никто не отменял. Мы видим, что у наших конкурентов-барбершопов в спальных районах все отлично, потому что люди поняли, что можно стричься примерно с тем же качеством, но быстрее и не выходя лишний раз в центр. Кроссфит-клуб тоже планируем реорганизовать, добавив большую и красивую сайкл-зону.
Чего я боюсь в 2021-м? Наверное, нового локдауна. Но его, судя по всему, в Москве все-таки не будет: у бюджета, видимо, нет средств на поддержку стольких закрытых предприятий, да и карантин толком у нас никто не соблюдает, поэтому существенной разницы в эпидемиологической ситуации нет.
Андрей Шубин, сооснователь сети барбершопов Boy Cut, кроссфит-клуба MSK CrossFit & Fight Club и кофеен Finch
Мир более или менее научился жить в полузамороженном состоянии. Пандемия стала неотъемлемой частью нашей жизни, я уже не испытываю ужаса перед ней, но и не жду, что завтра она исчезнет. Спрос упал и лежит, но лежит стабильно — это позволяет как-то действовать, что-то придумывать и менять.
Главное, чему научил меня этот год — не надеяться на прогнозы «вот к зиме рассосется» или «к весне точно полетит», а работать с тем, что есть здесь и сейчас. Моя кофейня Finch, открытая в расчете на поток студентов, заходящих за кофе и ланчами, жестко минусовала, потому что студентов отправили на удаленку. Мы сменили концепт, стали готовить из-под ножа красивые блюда ресторанного уровня, и все поперло. Потому что люди, сидя дома, лезут на стену, им нужен хоть какой-то досуг. Почти все привычные виды развлечений сильно ограничены, а развлечение «пожрать» никто не отменял. Мы видим, что у наших конкурентов-барбершопов в спальных районах все отлично, потому что люди поняли, что можно стричься примерно с тем же качеством, но быстрее и не выходя лишний раз в центр. Кроссфит-клуб тоже планируем реорганизовать, добавив большую и красивую сайкл-зону.
Чего я боюсь в 2021-м? Наверное, нового локдауна. Но его, судя по всему, в Москве все-таки не будет: у бюджета, видимо, нет средств на поддержку стольких закрытых предприятий, да и карантин толком у нас никто не соблюдает, поэтому существенной разницы в эпидемиологической ситуации нет.
Андрей Трубников, основатель косметических брендов Natura Siberica и Organic Shop
Мой общий прогноз на 2021 год — это ожидание, что пандемия может закончиться и произойдет оживление. Если говорит о косметике, то многие компании не доживут до лета. Все те, кто доживут, те и останутся. Роста уровни жизни населения не произойдет, поэтому прогноз по косметической отрасли неблагоприятный. Удешевление товаров в рознице приведет к снижению прибыли, что вызовет появление на полках некачественных товаров и приведет к росту небольших компаний, не имеющих больших операционных расходов. Это всё станет источником недобросовестной конкуренции. Но небольшие компании не смогут войти в торговые сети и быстро разорятся, а в оставшихся крупных компаниях произойдет увеличение влияния банков и инвестиционных фондов.
Среди потребителей произойдет отток покупателей у необоснованно дорогих марок к брендам с хорошим качеством, продающимся по относительно невысокой цене — таким, как Natura Siberica.
Что касается рынка натуральной и органической косметики, то рост этого направления замедлится. Люди станут больше смотреть не на состав средства, а на то, что компания реально делает для экологии. В 2022-2023 годах возможен даже спад био-направления. Приведу пример: мы можем производить косметику не на органических сертифицированных компонентах, но жертвовать 15% от стоимости на сбор и переработку отходов через какую-нибудь организацию. Реальные дела победят пустые обещания. Кто будет делать реально что-то для экологии, а не трепаться языком, тот и победит.
В 2022-2023 годах в экономику придет поколение Z, и на него необходимо начинать работать уже сейчас: изучать и стараться его понять. Это будущей нашей планеты.
Борис Зарьков, владелец ресторанной группы White Rabbit Family
Макроэкономикой я не занимаюсь, поэтому общие прогнозы делать не буду. Что будет с нашей сферой? Надеюсь, нас не закроют после января. И тогда будущий год будет легче, чем предыдущий — вот и все, на что я надеюсь.
Но и сильно лучше все равно не будет. Коронавирус никуда не делся. Конечно, сейчас уже началась вакцинация, которая поможет, но это займёт время. Я думаю, что в нормальное состояние мы вернёмся только летом 2022 года.
В этом году мы потеряли, наверное, процентов 40 выручки. Теперь мы, как всегда, надеемся на лучшее, но готовимся к худшему.
Максим Спиридонов, сооснователь образовательного холдинга «Нетология-групп»
Весь 2020 год мы наблюдали эффект, который экономисты называют созидающим разрушением: с одной стороны, пандемия выметала с рынка бизнесы и целые сферы, которые не сумели проявить достаточную устойчивость, как по причине собственной несобранности, так и по объективным обстоятельствам — например, турагентства и рестораны оказались в условиях, не совместимых с жизнью. Мир вследствие этого стал более цифровым, эффективным, антихрупким, если можно так выразиться.
Что касается рынка образования, то 2020 год очень мощно катализировал изменения в нашей отрасли за счет острой необходимости инструментов удаленного образования. Они вошли в жизнь даже самых консервативных учреждений и пользователей. Понятно, что все они еще очень несовершенны, но это уже работающие инструменты, благодаря которым обучение не остановилось даже во времена самого жесткого карантина.
Произошла мощная инъекция инвестиций в образовательные проекты, как в России, так и за рубежом. Особенно можно выделить Юго-Восточную Азию, Индию и Китай, где нередкими стали раунды не только в десятки, но и в сотни миллионов долларов. Было даже несколько раундов в миллиард долларов каждый.
Другой тренд — активная эволюция образовательного продукта. Этой весной в силу цифровой неграмотности учителей, отсутствия опыта такого обучения у самих учеников и их родителей качество процесса оставляло желать лучшего. В следующем году ход эволюции онлайн-образования будет проходить опережающими темпами.
Иван Дмитриев, основатель сети винных баров Why Not Wine Bar & Shop
Здесь ожидания — опасная штука. Увлекаться ожиданиями — это точно не показатель профессионализма, равно как и делать прогнозы. Я думаю, что в 2021 году нужно прокачивать привычку собирать данные и анализировать рынок. Те предприятия, которые до сих пор ее не приобрели, скорее всего, умрут.
Позитив уходящего года в том, что тяжелая ситуация не убила в людях человеческое — желание коммуницировать. 2020 год, наоборот, показал важность заботы друг о друге, цену внимания близких людей. Находясь в изоляции, люди поняли цену человеческого общения, но немногие компания смогли это отразить это в своей работе. Этим бизнесу стоит заняться в наступающем году.
В целом экономическая ситуация, конечно, будет тяжелой. По тем данным, которые есть сейчас, поводов для оптимизма нет.
Максим Журило, сооснователь спортивных проектов I Love Supersport и IRONSTAR
Спорт и в целом здоровый образ жизни — это мега-тренд, который вряд ли отступит куда-то в ближайшее время. Пандемия еще больше укрепила ценность здоровья: мы все, наконец, поняли, что точно смертны и что лучше быть здоровым, чем больным. Это ведет как к повышению спроса на услуги и товары в этих сферах среди частных потребителей, так и к очень быстрому развитию корпоративного велнеса [заботы о хорошем самочувствии].
Многие компании в 2020 году поняли, что забота о здоровье и уровне жизненной энергии сотрудников — это не какая-то прихоть, а бизнес-необходимость. Мы видим существенный рост запросов на корпоративные программы спорта и здоровья — конечно, преимущественно онлайн и удаленно.
И, конечно, все очень ждут возвращения офлайн-мероприятий — массовых триатлонов и марафонов, потому что это эмоции, личное общение и социализация, по которым мы все скучаем.
Подписка успешно оформлена