04 августа 2022
Еще несколько лет назад российские эксперты скептически относились к идее кикшеринга — аренде самокатов с помощью приложения. Многие сомневались, что в российских реалиях такой бизнес может быть успешным. Но основатели компании Whoosh (резидент Фонда «Сколково») решили попробовать. В 2019 году они выпустили на улицы Москвы первые 20 самокатов, а уже в 2022-м флот Whoosh превысил 85 тыс. единиц. Сегодня арендовать самокаты можно более чем в 40 городах, а еще команда Whoosh собирает данные и проводит исследования, которые помогают в развитии городской инфраструктуры.
Как возникла идея проекта
Идея сервиса пришла основателю и CEO Whoosh Дмитрию Чуйко (на тот момент заместитель гендиректора S7 Group по инновациям) во время командировки в Сан-Франциско в 2018 году. Там прокат электросамокатов пользуется большой популярностью, причем, по рассказам Дмитрия, ездят абсолютно все: молодежь, люди зрелого возраста. Сотрудники офисов также активно арендуют самокаты.
Вернувшись в Россию, предприниматель решил, что такой проект будет интересен и жителям российских городов и стоит попробовать. Дмитрий Чуйко и трое его коллег — Егор Баяндин, Сергей Лаврентьев и Олег Журавлев — вложили в запуск собственные деньги. Стартовые инвестиции составили 1 млн долларов. Название сервиса было выбрано не случайно, по сути, его придумал семилетний сын Дмитрия, фанат мультика Room on the Broom про ведьму, которая летает на метле. Катаясь на самокате, он, подражая героине, говорил: «Вушшш!»
Компания Whoosh сегодня — это разработчик шеринговой платформы для микромобильности и сервиса краткосрочной аренды самокатов. Основана в 2019 году. Флот компании в 2022 году насчитывает 85 тыс. самокатов в 41 городе России и стран СНГ. По версии исследования «Трушеринга», доля рынка Whoosh на российском рынке составляет 45%. В 2021 году компания выручила около 4,2 млрд рублей и получила 1,8 млрд рублей прибыли, показав рост в несколько раз к прошлому году. В начале 2021 года компания получила инвестиции от нескольких партнеров: «ВТБ Капитал Инвестиции» и структуры ПАО «Банк Открытие» в сумме $25 млн.
Новый вид городского транспорта
Сегодня без электросамокатов уже сложно представить движение в крупном городе. Жители используют их для решения своих повседневных задач: ездят по делам, добираются до метро или работы, возвращаются домой. По данным компании Whoosh, в 2021 году пользователи сервиса совершили 26 млн поездок. В конце 2021 года издание «Трушеринг» опросило читателей о том, как они используют микромобильный транспорт, и узнало, что препятствует использованию, а что помогает, наоборот, сделать выбор в его пользу. Оказалось, что более 70% опрошенных готовы хотя бы частично отказаться от автомобиля, если в их районе появится развитая инфраструктура для использования микромобильного транспорта. А это значит, что с развитием городской среды развиваться будет и использование электросамокатов.
Микромобильный транспорт — это любой транспорт, не требующий водительских прав и регистрации транспортного средства: велосипеды, электровелосипеды, электросамокаты и т. д.
Умные самокаты. О чем могут рассказать данные поездок
Каждый самокат Whoosh оборудован собственным IoT-модулем Whoosh (IoT от Internet of Things — англ. «интернет вещей». — Прим. ред.), который позволяет полностью контролировать состояние самоката, например, следить в режиме реального времени за местонахождением, уровнем заряда, поездкой, получать информацию о качестве дорожного покрытия, блокировать в случае угона или вывести из аренды в случае неисправности. В случае неблагоприятных погодных условий самокаты тоже могут быть выведены из аренды: к примеру, во время урагана они тоже будут отключены.
«Данные, полученные от устройств, позволяют составлять аналитические отчеты о микромобильности, которые могут учитываться как городской администрацией, так и представителями бизнеса при планировании и развитии городской среды», — рассказывает Дмитрий Чуйко.
Команда Whoosh проанализировала собираемые данные и популярность маршрутов и выявила так называемые самокатные магистрали. На основе анализа карт этих магистралей, то есть самых популярных самокатных маршрутов горожан, и городской инфраструктуры аналитики сервиса создали карты с предлагаемыми велодорожками для восьми городов-миллионников: Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Уфы. На картах представлены основные магистрали, где активно ездят на самокатах, велосипедах и других средствах микромобильности. Данные можно использовать для развития городской среды: создавать велополосы и велодорожки там, где наиболее часто ездят на средствах индивидуальной мобильности. Это позволит сделать передвижение на них удобнее и безопаснее для всех участников движения.
Новые фишки Whoosh
В 2022 году компания Whoosh ввела несколько новых фишек для тех, кто берет в аренду электросамокаты. Например, теперь пользователи могут выбирать режимы поездки в приложении:
— «Эко» — экономит заряд, а еще подходит для очень оживленных улиц. Понравится новичкам, которые еще не очень уверенно чувствуют себя на самокате. Режим ограничивает максимальную скорость до 15 км/ч и не даст разогнаться быстрее.
— «Драйв» позволяет ускориться до 20 км/ч (вне ограничительных зон), а также делает разгон и торможение более динамичными.
— Режим «Спорт» самый продвинутый. Его максимальная скорость — 25 км/ч (вне ограничительных зон, а также если в городе нет других системных ограничений). Идеален для выделенных велодорожек.
Вторая фишка — построение маршрута в приложении. Маршрут будет построен с учетом особенностей самоката, то есть без лестниц, с приоритетом повышенной безопасности и с учетом качества дорожной поверхности.
И главное — в этом году компания Whoosh в дополнение к онлайн-школе вождения самоката (доступна на сайте и в приложении сервиса) запустила очную школу.
Обучение уже прошли жители в 21 городах России и Беларуси. Этот социальный проект направлен на формирование культуры управления самокатом в городской среде и на снижение аварийности с участием средств индивидуальной мобильности. Любой желающий (необходимо быть старше 18 лет) может узнать основные правила безопасного вождения самоката и потренироваться с опытным инструктором. Занятия в школе вождения бесплатны.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»